Алла Анатольевна Дудина

Алла Анатольевна Дудина

 

         Облик консерватории рождает не только уникальная архитектура здания – анфилады учебных помещений, торжественные парадные лестницы, барочная роскошь концертного зала, свет изысканных светильников просторных фойе, – не только особая звуковая аура (даже молчащее ночью, здание, кажется, хранит отголоски фортепианных пассажей, вокальных фиоритур, дыхание хорового многоголосия…). Консерватория это в первую очередь люди – педагоги и студенты, наполняющие вуз огнем мысли и творчества.

         Течет время. Меняются поколения педагогов. Одни задерживаются здесь на короткое время, другие остаются надолго, обогащая вуз традициями иных вузовских школ. Есть и те, кто вырос и остался в этих стенах, не мысля своей жизни вне консерватории. Среди них – Алла Дудина. В ее трудовой книжке обозначено единственное место работы – Астраханская государственная консерватория.

         Алла Дудина поступила в консерваторию в 1972 году, по окончании Астраханского музыкального училища, где занималась в классе известного педагога А.М.Мышкиной. В вузе она обучалась под руководством В.В.Павлова (специальность), О.Е.Мачневой (камерный ансамбль), Т.А.Базовой (концертмейстерский класс). Словом, с учителями Дудиной повезло с самого начала. Августа Михайловна Мышкина, имя которой стало легендарным в музыкальных кругах Астрахани, закончила Санкт-Петербургскую консерваторию, Василий Васильевич Павлов был воспитанником Московской консерватории, где он обучался и в ассистентуре-стажировке, Ольга Евгеньевна Мачнева – выпускница Уральской консерватории, Татьяна Александровна Базова – Саратовской консерватории (возвратившись в родную Астрахань, она стала ведущим педагогом сначала музыкального училища, а затем консерватории, где работала с первого дня открытия вуза). Соединение традиций ведущих музыкальных вузов страны, переплетение ярких исполнительских индивидуальностей, глубина духовного опыта талантливых педагогов создавали предпосылки профессионального становления учеников, и в частности, Аллы Дудиной.

         После окончания консерватории, в 1977 году, она была оставлена на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Поначалу Алла Анатольевна вела не только концертмейстерский класс, но и камерный ансамбль. Ее первые выпускники в 1979 году были как раз по классу камерного ансамбля: Л.Борисенко, З.Балахова, А.Евтушенко, Е.Коляндина, И.Полецкая, А.Приселкова. Однако постепенно на кафедре установилась профилизация преподавательского состава, и А.А. Дудина была определена преподавателем концертмейстерского класса.

         Понятно, что в подготовке пианистов в этом классе нельзя обходиться без иллюстраторов, обычно вокалистов. Зная, что на практике выпускникам-пианистам приходится работать не только с певцами, Алла Анатольевна, наряду с вокалистами (Н.Синёва, Г.Рубцова, В.Белюсенко, М.Попандопуло, В.Молоканов, О.Даньшова, И.Лопатина, С.Семерняк, Л.Перова, Е.Михайлова, Н.Тарасова, Т.Важорова), привлекала в свой класс солистов-инструменталистов (А.Мостыканов (балалайка), Н.Костандян (виолончель), А.Карпинский (труба), М.Макаревич (виолончель), Е.Ромадина (скрипка), Я.Гурбанов (саксофон), К.Иваненко (валторна), И.Шейко (флейта) и др.).

         Среди тех, кто закончили консерваторию, обучаясь в концертмейстерском классе А.А.Дудиной, такие одаренные музыканты, как Н.Цекирова, З.Бекренева, Б.Кудайбердиев, М.Стойловская, Е.Чухланцева, Е.Давыдова. Нельзя также не вспомнить, что у Дудиной занимался пианист феноменальной одаренности Т.Курбанов. Заканчивая вуз в 1996 году, он блестяще сыграл на выпускном экзамене по концертмейстерскому классу фрагменты из вокального цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского, рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, а также «Скрипку» Пуленка (певцы-иллюстраторы М.Попандопуло и В.Молоканов).

         Со второй половины 1980-х годов начинается многолетнее творческое содружество Аллы Дудиной с певицей Мариной Попандопуло. Обладательница красивого меццо-сопрано, Марина в то время только что окончила Астраханскую консерваторию (класс профессора Н.В. Синевой), но уже ярко заявила о себе, работая в оперной студии (впоследствии она стала одной из ведущих солисток Астраханского музыкального театра, удостоившись почетного звания заслуженной артистки России). Вместе они исполняли в Астрахани шедевры вокальной музыки Чайковского, Рахманинова, Балакирева, Мусоргского, Танеева, Аренского, Прокофьева, Шостаковича, а также старинные русские романсы. Надо сказать, что для исполнительского стиля Дудиной, проявившегося в ансамбле с Попандопуло, было характерно скрупулезное отношение к вокальной партии: тонкая проработка в аккомпанементе разнообразных нюансов, связанных с ритмоинтонационным и поэтическим содержанием исполняемого произведения. Отсюда намеренная звуковая приглушенность в интеллектуальном диалоге фортепиано с певческим голосом, строго дозированный лиризм, предельная четкость и аккуратность звукоизвлечения. Между прочим, эти же черты исполнительского стиля характерны и для выступлений А.Дудиной с заслуженной артисткой РФ, народной артисткой Татарстана Е. Михайловой и дипломантом Всероссийского конкурса В.Усольцевой.

         Сильной стороной ее личности является редкое умение работать с людьми. Более 14 лет она как декан возглавляла теоретико-исполнительский факультет вуза. Темпераментная и остроумная, обаятельная и строгая, волевая и чуткая, Алла Анатольевна любима и уважаема коллегами, учениками и учениками учеников. Ее отличают порядочность, правдолюбие, принципиальность, надежность, общительность, серьезность во всем и одновременно чувство юмора. Соединяясь, эти свойства рождают уникальный характер современной женщины-руководителя.

         Именно такие люди одухотворяют мир Астраханской консерватории, наполняя его особым светом и теплотой.

О.И. Поповская, кандидат искусствоведения, профессор,

проректор по учебной и воспитательной работе Астраханской консерватории


  Версия для слабовидящих