Пахомова Татьяна Владимировна
Классик был прав, считая, что, «если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог» (Л.Н. Толстой). К счастью, в России таких педагогов и сейчас немало, особенно среди специалистов старшего поколения. В их числе – пианистка Т.В. Пахомова, которая закончила Астраханскую консерваторию и проработала в alma mater три десятилетия, прежде чем уехать, по семейным обстоятельствам, в Подмосковье и продолжить педагогическую и концертмейстерскую деятельность в детской музыкальной школе поселка Тучково.
Незабываемое… Так можно назвать этот очерк, написанный к 70-летию со дня рождения Татьяны Владимировны Пахомовой.
Она появилась на свет 3 сентября 1948 г. в селе Хороль Приморского края, в семье участника Великой Отечественной войны, инженера-артиллериста Владимира Михайловича Васильева и врача-гинеколога Лидии Васильевны Васильевой. Поскольку отец был военнообязанным, они переезжали по месту его назначения. В общеобразовательную и музыкальную школу Татьяна пошла в молдавском Тирасполе, а заканчивала восьмилетку (точнее, 9 классов) и ДМШ в Астрахани. В 1960-е Владимир Михайлович заведовал учебной частью в Астраханском рыбвтузе, а Лидия Васильевна работала в Центральном роддоме. Когда у них родился сын Михаил, старшая сестра помогала маме нянчить братишку. Ответственная и собранная по натуре, она хорошо успевала в общеобразовательной школе и в перспективе могла пойти по стопам родителей, закончив технический или медицинский ВУЗ. Но игра на фортепиано ей нравилась больше, чем что-либо другое, и в 1964 г., по окончании ДМШ, в классе Ирины Рафаэльевны Бухарцевой, она поступила в Астраханское музыкальное училище. Продолжив заниматься в классе Бухарцевой, Татьяна «зарекомендовала себя как способная, умная, дисциплинированная учащаяся, активная участница общественной и спортивной жизни училища» (из характеристики выпускницы Т.В. Васильевой, подписанной педагогом по специальности И.Р. Бухарцевой и директором училища В.К. Нечаевым). Еще в годы учебы в музыкальном училище трудолюбивая девушка начала работать концертмейстером в городском Хоре ветеранов революции, войны и труда. И вот, как о ней отзывалась руководитель коллектива А.В. Булдакова (она работала в Астрахани по окончании Казанской консерватории, в классе выдающегося дирижера-хормейстера С.А. Казачкова): «Всегда творчески активная, в отличной исполнительской форме как на репетициях, так и концертных выступлениях хора. Завидная скромность, исполнительность и доброжелательность – черты ее характера» (отзыв хранится в Личном деле выпускницы АГК Т.В. Васильевой). И надо сказать, что «штрихи» к портрету двадцатилетней Татьяны с годами нисколько не стерлись с ее лица!
В 1968 г., по окончании музыкального училища, Татьяна начала преподавать в Икрянинской музыкальной школе. Но уже в следующем году, когда в Астрахани открылась консерватория, она решила продолжить учебу. Старинное здание (бывшая Мариинская женская гимназия, а в советское время – общеобразовательная школа), отданное местными властями под консерваторию, еще только переустраивалось для занятий музыкантов, поэтому вступительные экзамены проводились в помещении музыкального училища. Абитуриенты съехались со всего Советского Союза, и конкурс у пианистов был 5 человек на место. Но, как говорится, «родные стены помогают». Успешно выдержав вступительные экзамены, которые принимали: первый заведующий кафедрой фортепиано М.Н. Лубяновский и Н.А. Токарев, а также первый заведующий кафедрой истории и теории музыки М.А. Этингер (он был одним из инициаторов открытия консерватории в Астрахани), и, получив проходные баллы по русскому языку и литературе и истории народов СССР, – Татьяна Васильева была зачислена в Астраханскую консерваторию на I курс фортепианного отделения.
Студенческая жизнь «била ключом»! Каждый год начинался с обязательных трудовых семестров (работа в строительных отрядах, уборка овощей на колхозных полях и т.д.), после чего полным ходом шли учебные занятия, академические и открытые концерты, зачеты и экзамены. Татьяна училась в классе старшего преподавателя Василия Васильевича Павлова, который был всего на два-три года старше своих студентов, но неизменно вызывал у них искреннее уважение и восхищение своей образованностью, исполнительским талантом и прекрасными человеческими качествами. Сам он закончил Московскую консерваторию (в классе доцента Л.В. Рощиной) и там же аспирантуру (у профессора В.К. Мержанова) и ежегодно играл в Астрахани концерты в двух отделениях. Особенно Павлов любил исполнять сочинения Рахманинова, и это невольно передавалось его ученикам, которые также стремились к красочному оркестровому звучанию и духовной наполненности в интерпретации рахманиновской музыки.
Еще в студенческие годы Татьяна начала работать концертмейстером на кафедре духовых инструментов, а по окончании консерватории была оставлена в этой же должности, а также в качестве преподавателя общего фортепиано. Судьбоносной стала ее работа в классе доцента (с 1979 профессора) Василия Сергеевича Кузнецова, ректора и заведующего кафедрой духовых инструментов, который обучал кларнетистов и гобоистов. Василий Сергеевич был удивительно светлым человеком, в его присутствии и студенты, и педагоги, и служащие чувствовали себя как родные и не боялись поделиться сокровенным. Одним своим добрым взглядом или шуточной фразой он мог успокоить студента, разволновавшегося перед выступлением, или разрядить конфликт, назревавший в коллективе. Таким образом, не только от своего молодого наставника по фортепиано В.В. Павлова, но и от умудренного жизненным опытом В.С. Кузнецова Татьяна Владимировна переняла стиль «совершенного педагога». И то, что она вышла замуж за воспитанника Василия Сергеевича, талантливого гобоиста Валерия Пахомова, который учился в Астраханской консерватории в 1973-1978 гг., тоже не случайно. Ведь Валерий Гафарович был не только «золотым оркестрантом» (как о нем отзывался руководитель студенческого оркестра, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и народный артист Абхазии Л.Г. Джергения), но и человеком с колоритной внешностью и добрейшей душой. Супруги Пахомовы смотрелись очень красивой и гармоничной парой, когда вместе выходили на сцену. В 1980-1983 гг., работая в Астраханской консерватории, Валерий совершенствовался в ассистентуре-стажировке ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных (под руководством знаменитого профессора-гобоиста И.Ф. Пушечникова) и, накопив репертуар, в который входили не только старинные сочинения для гобоя, но и новинки для этого инструмента, вел в Астрахани заметную исполнительскую деятельность, солируя с камерным филармоническим оркестром и выступая в ансамбле с Татьяной Пахомовой. Музыка для гобоя Люлли, Лойе, Вивальди, Баха и его сыновей, Генделя, Марчелло, Гуммеля, Сен-Санса, Пуленка, Манна, Р.Штрауса, Гидаша, Асламаса, Пирумова, Луппова, Савельева и других композиторов, не считая многочисленных переложений для гобоя с сопровождением классических и современных произведений, в глубоко продуманном исполнении Пахомовых находила свое неповторимое прочтение. Их камерный ансамбль ценился и в композиторских кругах, поскольку авторы доверяли им исполнение своих сочинений на фестивалях современной музыки. К примеру, на II Фестивале «Астраханские вечера современной камерной музыки, состоявшемся в апреле 1990 г., Валерий и Татьяна Пахомовы ярко сыграли Сюиту для гобоя и фортепиано Владимира Гусева, композитора из Киргизии (воспитанника Ленинградской консерватории по классу композиции С.М. Слонимского).
Нельзя не вспомнить и того, что, являясь преподавателем кафедры общего фортепиано, Татьяна Владимировна выступала в ансамбле с коллегами. Незабываемо, с каким блеском фортепианный дуэт Т.В. Пахомовой и О.А. Калмыковой исполнил Сюиту из балета Прокофьева «Шут», в великолепной обработке Самолетова для двух фортепиано.
Надо заметить, что исполнительскую деятельность Т.В. Пахомова не прерывала даже с рождением детей – Анечки и Славы (в то время педагоги консерватории, как правило, не уходили в долгосрочный декретный отпуск). Но не в целях своего служебного продвижения, хотя в 1994-1999 она являлась заведующей кафедрой общего фортепиано, а ради своего супруга В.Г. Пахомова, карьерный рост которого во многом был связан с его авторитетом как концертирующего гобоиста. Примечательно, что заведовать кафедрой духовых инструментов он начал еще в 1982 г., после того, как В.С. Кузнецов уехал из Астрахани в Саратов. В 1990 г. Валерий Гафарович утвердился в звании доцента, а в 1993 г. прошел по конкурсу на должность профессора и в этом статусе продолжал заведовать кафедрой духовых инструментов. Заслуги в педагогической и общественной деятельности, гастроли по стране и работа по контракту в зарубежных симфонических оркестрах – все шло к тому, что он мог удостоиться почетного звания заслуженного артиста России, а затем утвердиться в ученом звании профессора. Но случилась беда с суставами пальцев рук, и Валерий Гафарович, лишенный возможности профессионально играть на любимом инструменте, решил оставить работу в консерватории. А Татьяна Владимировна как верная спутница жизни последовала за супругом.
В 2003 г. семья Пахомовых переехала в Подмосковье. Дети учились в столичных вузах (Святослав – по классу гобоя в РАМ им. Гнесиных), и родители готовы были взяться за любую работу, чтобы они не нуждались. Но вот что интересно, попробовав уйти в другую сферу деятельности, Пахомовы вернулись к тому, для чего они прошли «тяжкий путь познаний». Любовь к своему делу привела их в Тучковскую детскую музыкальную школу, где В.Г. Пахомов вел класс флейты до последних дней жизни (умер в 2015 г.), а Т.В. Пахомова продолжает вести класс специального фортепиано и с 2012 г. возглавляет фортепианное отделение. На сайте Тучковской музыкальной школы Татьяна Владимировна Пахомова представлена как «человек, творчески относящийся к своей педагогической работе, концертмейстер высочайшего уровня. Ее мастерство неоднократно отмечалось жюри российских конкурсов». Там же, на сайте поселковой ДМШ, можно увидеть лауреатские дипломы детей, которых она обучает по фортепиано, а также, что сама она выступает в фортепианном дуэте с преподавателем Мариной Михайловной Уколовой. Так что Т.В. Пахомова недаром награждена Почетными грамотами отдела культуры администрации Рузского района и Министерства культуры Московской области.
Остается пожелать Татьяне Владимировне Пахомовой долгих лет жизни, наполненных радостным служением любимому делу!
Любовь Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор