Николай Алексеевич Токарев
Николай Алексеевич Токарев
(1931 – 1988)
Разными путями приходят люди в искусство, но подлинный успех сопутствует лишь тем, кто идет сюда по призванию.
Выбор профессии был для Николая Токарева предопределенным с детства. Он родился 4 апреля 1931 года, в интеллигентной астраханской семье. Отец его, Алексей Моисеевич Токарев, был известным художником, директором художественного училища, директором картинной галереи. Мать, Галина Александровна Токарева, преподавала фортепиано и музыкально-теоретические предметы в детской музыкальной школе №1 (тогда единственной в Астрахани). В их доме часто собирались художники, музыканты, артисты. И, конечно, такие встречи сопровождались совместным музицированием. Несомненно, впечатлительный мальчик впитал в себя духовную атмосферу родительского дома.
В 1939 Николай пошел в первый класс общеобразовательной школы, через год поступил в музыкальную школу, а в 1946 продолжил обучение в Астраханском музыкальном училище, в классе замечательного педагога М.И. Иконицкой (воспитанница Астраханского музыкального училища периода А.И. Каппа, она закончила с отличием Московскую консерваторию по классу профессора А.Б. Гольденвейзера и в 1916 г. возвратилась в Астрахань, проработав здесь более полувека). На III курсе к Николаю пришел первый успех – на училищном конкурсе, посвященном 100-летию со дня смерти Шопена, он завоевал первое место. И уже тогда наметился его романтический исполнительский стиль.
Показательно, что занятия в музыкальном училище Токарев совмещал с учебой в средней школе №46. В 1949 г. он закончил школу с золотой медалью, а через год с отличным дипломом – музыкальное училище. Получив рекомендацию для продолжения учебы в вузе, Николай отважился поступать в Московскую консерваторию. Когда позади остались труднейшие приемные испытания, он был счастлив увидеть свою фамилию в списках принятых. Зачислили его на кафедру профессора Л.Н.Оборина, в класс доцента В.М.Эпштейна.
В консерваторские годы к одаренному пианисту пришло тонкое понимание образно-интонационного мира музыки различных исторических эпох и стилей. Он овладел многими секретами фортепианного мастерства и приобрел опыт сольного и ансамблевого исполнительства. Именно тогда Токарев освоил большое количество произведений русских, советских и зарубежных композиторов. Но особенно ему была близка музыка Чайковского и Рахманинова. Не случайно в 1956 году, решением кафедры, Николай Токарев был выдвинут для участия в концерте на ежегодном Музыкальном собрании в Доме-музее П.И.Чайковского в Клину. Он удостоился чести играть на рояле самого Чайковского – раритетном «Беккере», помнящем руки А.Гольденвейзера, Г.Нейгауза, В.Горовица, С.Рихтера, Э.Гилельса. Можно вообразить, с каким восторгом Николай исполнял там «Большую сонату» Чайковского!
Между прочим, астраханцы были в курсе профессиональных успехов молодого пианиста, посещая его концерты в зале музыкального училища, где он регулярно выступал во время каникул.
В 1957 году, окончив Московскую консерваторию как солист, преподаватель и концертмейстер, Н.А.Токарев был направлен Министерством культуры РСФСР на работу в Астраханское музыкальное училище. Став преподавателем, талантливый пианист задался целью давать сольные концерты, участвовать в фортепианных конкурсах. В 1958 он поехал на Всесоюзный отборочный конкурс пианистов, предшествовавший Первому Международному конкурсу им. П.И.Чайковского, и хотя его выступление ограничилось отборочным туром, заслужил положительные отзывы жюри и прессы.
Однако, будучи самокритичным, Н.А.Токарев осознавал необходимость дальнейшего профессионального совершенствования и в 1960 поступил в заочную аспирантуру при ГМПИ им. Гнесиных. Здесь ему посчастливилось заниматься под руководством профессоров А.Л.Иохелеса (по фортепиано) и А.Д.Алексеева (по истории и теории фортепианного искусства). Между прочим, во время учебы в аспирантуре он пробовал еще раз сыграть на Всесоюзном отборочном туре, теперь уже Второго Международного конкурса им. П.И.Чайковского, но «крайне неудачно» (так написано в его автобиографии). Правда, отчаиваться он не стал, тем более что ему как аспиранту каждый год нужно было отчитываться сольными концертами. А 8 мая 1964 года в Большом зале ГМПИ им. Гнесиных Н.Токарев достойно представил выпускную программу: в первом отделении исполнил цикл «Времена года» Чайковского и три романса собственного сочинения, а во втором отделении – музыку Скрябина (избранные прелюдии, этюды, поэмы, сонаты).
После окончания аспирантуры высококвалифицированный специалист поехал работать в Дальневосточный педагогический институт искусств (ДВПИИ открылся в 1962 г.). Начав здесь как старший преподаватель, Токарев вскоре был выдвинут на должность доцента кафедры фортепиано. Основанием для стремительного карьерного роста являлась его заметная творческая деятельность. Он проявил себя концертирующим пианистом, широко эрудированным преподавателем, исследователем проблем фортепианного искусства (все это нашло отражение в служебной характеристике Н.А.Токарева, подписанной ректором ДВПИИ доцентом В.Г.Апресовым). К тому же Николай Алексеевич руководил научным студенческим обществом фортепианного отделения, выступал на педагогических чтениях с докладами, освещая вопросы методики обучения игре на фортепиано, проблемы музыкальной интерпретации и общности искусств.
Там же, во Владивостоке, Н.А.Токарев пополнил свой концертный репертуар сочинениями Скрябина, сыграв пять сонат, фортепианный концерт и множество пьес любимого композитора. Вот как отозвались о нем московские музыкальные критики Л.Григорьев и Я.Платек: «Мы слушали в зале Института искусств концерт одного из преподавателей – пианиста Н.Токарева, исполнявшего Чайковского и Скрябина. Отважимся утверждать: по своему уровню концерт этот не уступал многим фортепианным вечерам в столичных залах» (Григорьев Л., Платек Я. Дальний Восток музыкальный. Очерк первый // Музыкальная жизнь. – 1965. – №1. – С.3).
О том, что музыкант вступил в пору творческой зрелости, нашел свой путь в исполнительстве и педагогике, свидетельствовали и отзывы авторитетных специалистов – доктора искусствоведения, профессора ГМПИ им. Гнесиных А.Д.Алексеева; зав. кафедрой специального фортепиано ГМПИ им. Гнесиных, профессора Т.Д.Гутмана; зав. кафедрой специального фортепиано Белорусской консерватории, профессора В.М.Эпштейна, – считавших, что Н.А.Токарев по всем своим показателям вузовской деятельности заслуживает быть доцентом.
Однако Николай Алексеевич не стал ждать утверждения в звании доцента. Летом 1968 он возвратился в родной город, продолжив, переводом из ДВПИИ, преподавать в Астраханском музыкальном училище. И сразу же напомнил о себе концертом, в котором исполнил 5 сонат Скрябина. За один вечер сыграть Вторую, Четвертую, Шестую, Седьмую и Десятую сонаты – было нелегкой задачей, если учесть, что музыка Скрябина, при всей необычности и утонченности ее языка, несет еще и сложный философский подтекст. Можно представить меру ответственности исполнителя, берущегося за задачу интерпретации скрябиновской музыки. Но, надо сказать, просвещенная публика оценила творческий подвиг пианиста. А сыгранная им на бис поэма «К пламени» вызвала шквал аплодисментов.
Конечно, педагогу со столичным аспирантским образованием было тесно в рамках училища. Поэтому, когда в 1969 в Астрахани открылась консерватория, Н.А.Токарев принял предложение перейти на основную работу в вуз (оставаясь в училище совместителем). И его сразу же зачислили на должность доцента кафедры фортепиано (заведовал кафедрой и.о. профессора М.Н.Лубяновский). Обширные знания, богатый исполнительский опыт и вузовский педагогический стаж позволили Николаю Алексеевичу успешно вести класс специального фортепиано и лекции по истории фортепианного искусства. Его ученики (В.Теплова, Г.Боронина, Н.Меркулова и др.) принимали участие не только во внутривузовских конкурсах (к 100-летию В.И.Ленина и 200-летию Бетховена), но и во Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей. По поручению ректората он дважды готовил студенческие камерные ансамбли – фортепианный дуэт с камерным оркестром и фортепианное трио – для участия во Всероссийских конкурсах-смотрах вузовских ансамблей в Ленинграде (1971 г.) и Уфе (1972 г.). По результатам выступления в Ленинграде астраханские музыканты были награждены Почетными грамотами, а молодой консерватории был подарен клавесин. Весной 1973 года Николай Алексеевич сыграл на этом инструменте, вместе с камерным оркестром консерватории под управлением А.Е.Чикилова, а также солистами – флейтистом Я.И.Левицким, виолончелисткой Н.Р.Захарян, скрипачами В.П.Шубным и Н.П.Тимофеевой (Дашевской), фаготистом В.Ю.Саввиным, кларнетистом А.К.Вервейко, – обширную программу старинной музыки: И.С.Баха, Генделя, Ф.Э.Баха, Люлли, Куперена, Перселла, Мартини. Причем, в основном это были «премьеры» ранее не исполнявшихся в Астрахани произведений (об этом концерте в газете «Волга» за 16 марта 1973 г. была опубликована статья преподавателя теоретической кафедры Астраханской консерватории Б.С.Мамонтова – «Звучит старинная камерная музыка»).
По общему признанию, пианисту Токареву особенно удавалось исполнение музыки Скрябина. В консерватории он дал два концерта из сочинений своего кумира: в первом сыграл сонаты, а во втором – пьесы (мазурки, прелюдии, этюды, поэмы и др.). Вот как обрисовала его исполнительский облик в интерпретации музыки Скрябина преподаватель Астраханской консерватории, музыковед-композитор Л.И.Ясонова: «В игре Токарева чувствуется яркая пристрастность, сугубо личное отношение к тому, что он исполняет. К чести пианиста, он ничего не придумывает. Его достоинство – в искренности переживания. Он любит музыку, чувствует и понимает ее. Его интерпретация значительна, ибо основывается на главном. В своем исполнении Н.Токарев проходит мимо деталей, которые можно использовать для эффектных звучаний, в то же время он весьма внимателен к пластичности фраз и к общей динамике развития. Проникновенность и мастерство – таков облик пианиста» (Ясонова Л. Проникновенность и мастерство // Комсомолец Каспия.– 1972. – 26 февраля).
Проявляя склонности к научно-исследовательской работе, Н.А.Токарев в начале 1970-х задумал написать книгу по теории фортепианного исполнительства. В библиотеке Астраханской консерватории хранятся рукописи отдельных глав этого труда: «Композиционное мышление и движение фортепианного мелоса» (1971 г.), «Крупная форма и архитектоническое чувство» (1975 г.). Кроме того, он выступал с методическими докладами на семинарах для педагогов музыкальных школ города и области, делясь своими взглядами на воспитание у юных пианистов полифонического мышления, а также навыков работы над крупными произведениями.
Несомненно, его работа в консерватории – педагогическая, научно-исследовательская, исполнительская – соответствовала высокому вузовскому уровню, с перспективой дальнейшего профессионального продвижения. Однако в Астраханской консерватории Н.А.Токарев проработал лишь пять с половиной лет. Можно сказать, что здесь он исправно выполнил свою «вторую пятилетку», после первой – в Дальневосточном институте искусств. И так же, как тогда, в 1968, в его жизнь вмешалось «стечение обстоятельств», в результате чего он в 1975 окончательно перешел на работу в Астраханское музыкальное училище.
Из последнего периода педагогической деятельности Н.А.Токарева нельзя не вспомнить, что его ученица Нина Ардаширова в 1980 заняла третье место на конкурсе молодых пианистов имени Д.Кабалевского. Этот конкурс проводился в Куйбышеве (Самаре) каждые два года. В жюри, кроме самого Кабалевского, входили известные профессора Московской консерватории и музыкальных вузов Поволжья. На третьем туре конкурсанты играли с филармоническим симфоническим оркестром (Ардаширова исполняла обязательный «Пражский концерт» Кабалевского). Участие одаренных воспитанников музыкальных школ и училищ в этом конкурсе считалось престижным. К слову сказать, Н.Ардаширова впоследствии закончила Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского.
Работая в Астраханском музыкальном училище, Н.А.Токарев не оставлял исполнительской и научно-методической деятельности. Он принимал участие в конференциях преподавателей музыкальных училищ Юга России, где читал доклады: «Врожденная и приобретенная музыкальность», «Развитие композиционного мышления у ученика», «Особенности вариационной формы венских классиков», «Черты стиля и анализ педагогических задач в музыке Гайдна», «Работа над крупной формой». Кроме того, оказывал методическую помощь педагогам детских музыкальных школ города и области.
Пианист с яркой артистической индивидуальностью, педагог-искусствовед с энциклопедическими знаниями, Николай Алексеевич Токарев умер 26 октября 1988 года, на 58 году жизни, оставив неизгладимый след в отечественной музыкальной культуре.
С.К. Бакулев, заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского
Л.П. Власенко, заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
зав.кафедрой хорового дирижирования Астраханской государственной консерватории