Наталия Полиектовна Дашевская
Наталия Полиектовна Дашевская
(1947-1998)
В сентябре 1972 года на кафедру струнных инструментов Астраханской консерватории приехала Н.П. Тимофеева. Глядя на тоненькую фигурку миловидной блондинки с лучистыми глазами, – можно было подумать, что это первокурсница. Однако к своим 25 годам Наталья Полиектовна уже окончила ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных и там же аспирантуру, обучаясь в которой, два года вела класс скрипки на кафедре скрипки и альта. Одаренная скрипачка, она была отлично подготовлена к практической деятельности в вузе, и это подтвердилось ее плодотворной десятилетней работой в Астраханской консерватории.
В декабре 1972, когда проводились концерты, посвященные 50-летию образования СССР, в программе студенческого симфонического оркестра (под управлением заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, доцента Л.Г. Джергения) ярко прозвучал Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна, солируя в котором, Н.Тимофеева продемонстрировала «хороший вкус, понимание стиля композитора и большие технические возможности» (Мамонтов Б. Концерт симфонического оркестра // Волга. – 1973. – 4 января). А весной 1973 она превосходно сыграла в дуэте с Н.Токаревым Сонату соль минор Баха (предположительно, К.Ф.Э. Баха) для скрипки и чембало (Токарев играл на клавесине). Конечно, такую скрипачку не могли не заметить астраханские композиторы Л.Ясонова, А.Блинов, О.Меремкулов. Не случайно в тот период они создали значительные произведения в жанре скрипичной сонаты.
В апреле 1974 в Астраханской консерватории впервые проводился выездной пленум Волгоградской организации СК РСФСР (председатель В.Н. Семенов). Сюда съехались композиторы из поволжских городов и Калмыкии, а из Москвы прибыл председатель организационно-творческой комиссии СК РСФСР А.Бузовкин. Как пишет композитор Ю.Дунаев, участники пленума дали «исключительно высокую оценку мастерству и артистическому темпераменту, с каким педагоги и студенты консерватории исполняли произведения молодых композиторов» (Дунаев Ю. Праздник музыки // Комсомолец Каспия. – 1974. – 30 апреля). Показательно, что на открытии форума, в финале большого концерта, Н.Тимофеева (ставшая к тому времени Дашевской) с блеском сыграла Сонату для скрипки и фортепиано Л.Ясоновой, в сопровождении автора.
А когда 6 декабря 1977 в большом зале консерватории проводился авторский вечер О.Меремкулова, Н.Дашевская, вместе с пианисткой Т.Базовой, проникновенно исполнила Сонату для скрипки и фортепиано. Интересно, что на том самом концерте присутствовал народный артист СССР, композитор Эуген Капп, который тогда приехал в Астрахань с группой кинематографистов из Таллинна, чтобы снять фильм о городе, где он родился и провел детские годы, и где работал его отец, Артур Капп (который в 1904-1916 являлся директором Астраханского музыкального училища). Как рассказывал профессор М.А. Этингер, знаменитый эстонский композитор был приятно удивлен, что в Астраханской консерватории есть исполнители такого высокого уровня. Между прочим, с этой же Сонатой Меремкулова Дашевская и Базова выступали на пленуме Волгоградской организации СК РСФСР, где также «получили достойную оценку специалистов» (Этингер М. В разных жанрах. У астраханских композиторов // Волга. – 1978. – 6 января).
Особенно запомнилось, как Н.Дашевская, в ансамбле с пианисткой Г.Волковой, играла Сонату №1 для скрипки и фортепиано А.Блинова. Это оригинальное сочинение, начиная с его премьерного показа на авторском вечере в 1974, неоднократно исполнялось в Астрахани, а в 1978 Дашевская и Волкова успешно сыграли эту Сонату в Москве, во Всесоюзном Доме композиторов, на концерте «Творчество молодых».
Весной 1980, на V пленуме правления Волгоградской композиторской организации, посвященном творчеству композиторов Астрахани, Волгограда и Элисты, Н.Дашевская вновь исполнила музыку Л.Ясоновой (в ансамбле с автором) – две скрипичные сонаты, вызвавшие «большой интерес аудитории и живой отклик во время творческой дискуссии» (Этингер М. Творчество композиторов Поволжья // Волга. – 1980. – 29 апреля).
А в 1981, в авторском вечере московского композитора Ю.Шишакова, проводившемся в большом зале Астраханской консерватории, соло Дашевской в Концерте для скрипки с оркестром народных инструментов, произвело настоящий фурор. Вот как об этом написала музыковед А.Бабаян: «Впервые «классический» инструмент симфонического оркестра зазвучал в союзе с народным оркестром. Столь необычный инструментальный сплав между тем напомнил и представил в ярком свете русские национальные истоки скрипичной игры. Неповторимую манеру народных исполнителей-скрипачей, отличное владение инструментом продемонстрировала скрипачка Н.Дашевская» (Бабаян А. Песни России. Авторский вечер композитора Ю.Шишакова // Комсомолец Каспия. – 1981. – 24 марта).
Вспоминая о выступлениях талантливой скрипачки, нельзя не упомянуть того факта, что в 1978, в один и тот же день, она сыграла на выпускных экзаменах, в качестве иллюстратора, такие фундаментальные сочинения, как сонаты Грига (№2), Франка, Дебюсси, Равеля, Хиндемита (in D), а также Танеева и Прокофьева (№№ 1,2). Здесь нужно также сказать, что, кроме скрипки, Наталья Полиектовна вела класс ансамбля, и в 1978 ею было подготовлено 14 выпускников по классу ансамбля.
Оценивая вклад Н.П. Дашевской в подготовку скрипачей в стенах Астраханской консерватории, следует подчеркнуть, что Наталья Полиектовна была последователем лучших традиций отечественной скрипичной школы, ведь в ГМПИ им. Гнесиных она занималась у П.Бондаренко и М.Фихтенгольца, в свою очередь воспитанников Московской консерватории, где они учились у А.Ямпольского, М.Полякина (к тому же, П. Бондаренко являлся ассистентом у Д.Ойстраха). Среди астраханских воспитанников Н.П. Дашевской по классу скрипки – замечательные музыканты, которые с благодарностью помнят, кому они обязаны своими профессиональными успехами. Это – Владимир Шмуленсон, который преподавал в Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, а затем уехал в Израиль, где он является солистом симфонического оркестра города Хайфы, руководителем квартета «Замир», дает мастер-классы и сольные концерты в различных городах мира, в том числе в Астрахани; Людмила Егорова, которая играет в московском ансамбле «Opus-posth» («Академия старинной музыки») и преподает в Центральной детской школе искусств г. Химки; сестры Наталья и Евгения Вишневские, работающие в Центре эстетического воспитания детей «Моцарт» (Москва).
Между прочим, когда в мае 1982 г. в Астрахани проводился концерт камерной музыки Д.Шостаковича, Сонату для скрипки и фортепиано, посвященную Д.Ойстраху, играла Н.Вишневская, а ее партнером была Г.Волкова. В ансамбле с опытной пианисткой молодая скрипачка глубоко раскрыла содержание одного из последних произведений композитора-философа. Кроме того, в этом же концерте Вишневская, с пианисткой М.Сидоровой (Бесценной) и виолончелисткой Н.Пешковой, сыграла Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.
А Наталья Полиектовна, летом 1982, с малолетними детьми Тимошей и Петей, навсегда покинула Астрахань. Она возвратилась в Ригу, где родилась и училась в музыкальной десятилетке при Латвийской консерватории. К слову сказать, в то же самое время там занимался Гидон Кремер, выдающийся скрипач с мировым именем. Интересно, что они родились в одном и том же году и месяце: она – 17 февраля, а он – 27 февраля 1947 года. А по окончании Рижской десятилетки оба продолжили учиться в Москве: Гидон в Московской консерватории (у Д.Ойстраха), а Наталия – в ГМПИ им. Гнесиных (у П.Бондаренко и М.Фихтенгольца) …
Остается сказать, что, возвратившись после десяти лет работы в Астрахани на родину, Н.П. Дашевская устроилась в оркестр Театра оперы и балета Латвийской ССР, где она играла в концертмейстерской группе до последнего дня жизни. Ее не стало 8 декабря 1998 года, в день рождения сына Тимофея. А покоится незабвенная скрипачка Наталия Полиектовна Дашевская на кладбище «Jurmalas kapi» в Юрмале.
Л. П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
зав.кафедрой хорового дирижирования
Астраханской государственной консерватории