Колыбель вдохновения и профессионализма

Довольно сложно в малом формате статьи  осветить главные смыслы и чувства студенческих и всех последующих лет.

Думается, астраханская земля исторически пронизана глубокими идеями и воплощениями великих личностей, и все мы, астраханцы, призваны стать продолжателями тех, кто её прославил – Бориса Кустодиева, Велимира Хлебникова, Василия Тредиаковского и многих других, включая многонациональную плеяду мыслителей, сказителей, поэтов, музыкантов, артистов, полководцев и общественно-политических деятелей.

Поэтому мы с моей супругой Натальей Кулибаба (Едыкиной) воспринимаем период обучения и дальнейшей соединенности с Астраханской консерваторией, как жизненный этап, позволяющий на высоком духовном уровне нести наследие предыдущих поколений наших Учителей в прямом и всеобъемлющем смыслах и транслировать то, что стало возможным и доступным нам после окончания АГК.

Наша судьба, конечно же, коренным образом изменилась благодаря вдохновенной соединенности с астраханской творческой элитой и консерваторским студенчеством.

Можно перечислить всех педагогов, но в кратком варианте осмысления хочется отдать дань тем, кто сформировал мировоззренческую глубину и содержательность нашего профессионализма и духовности, нашего консерваторского образования – это, в первую очередь, М.А. Этингер, Ж.И. Гермашева, Л.П. Власенко, Л.Г. Джергения, Л.П. Казанцева, конечно, этот список можно продолжить. Высокими философскими ценностными смыслами эти великие личности советской и мировой интеллигенции освещали наши познания. Наиважнейшим в общении с ними было то, что, казалось бы, в таком идеологически выверенном обществе, они предлагали вступить на вечную дорогу сомнений и поисков, гуманистического и социального выбора, чётко обозначая грани добра и зла, обыденности и возвышенного академизма, традиций и новаторства.

На специальных кафедрах нас обучали и вдохновляли, в том числе и своей концертной деятельностью, Ю.В. Носков, М.П. Крылова, В.А. Аверин, Ю.Е. Гуров, Л.В. Жигульская, Е.С. Винокурова, Г.Н. Бескровная, В.В. Павлов, Э.Г. Камалов, М.Г. Иванов, Ф.Х. Валиуллина, М.А. Бесценная, А.А. Дудина и многие другие. Это были также лидеры-профессионалы, которые уже в основном определили для себя важность и возможности собственного воплощения и своим примером, служением указывали нам верные пути постижения технических, методических, педагогических, психологических и других секретов.

Бесценен мой опыт работы с Г.В. Минеевой в представительных органах власти в качестве депутата районного и городского Советов народных депутатов г. Астрахани, с О.И. Поповской – в качестве секретаря комитета комсомола ВУЗа. Как много в дальнейшей жизни значили универсальные комплексные варианты социального профессионализма, ежедневной контактности, социального партнёрства с очень разными людьми, практического и гармоничного применения всех полученных знаний, навыков и умений в реальной повседневности.

Именно в комитете комсомола мы встретились с моей будущей супругой и решили пожениться. Все наши дети -–два сына и дочь – получили начальное музыкальное образование и до сих пор проявляют свои творческие навыки, но, благодаря великолепным астраханским учителям общеобразовательных школ, настойчивости и личному примеру представителей нашего старшего поколения – все трое успешно окончили механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Это, в конечном счёте, определило судьбу нашего переезда из Астрахани и самореализации в столичном регионе.

Консерватория для нас – это и основание нашей счастливой семейной жизни, многогранного творчества, и верные талантливые друзья на всю жизнь, многие из которых стали соратниками, коллегами по искусству.

А после окончания консерватории был тридцатилетний период нашей жизни, связанный с Астраханской областью – удивительное продолжение профессионального и духовного роста в одном из старейших учебных заведений России – Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского.

Конечно же, можно назвать многие имена соратников, но именно В.К. Нечаев явил пример волевого руководителя – ветерана Великой Отечественной войны, по-отечески относящегося и к учреждению, которое он возглавлял, и к формированию коллектива сотрудников-профессионалов, и к судьбе каждого студента-воспитанника. Было очень престижно и ответственно получить от него приглашение на работу. Виктор Кузьмич сразу предложил мне кроме преподавательской и концертмейстерской деятельности попробовать свои силы в организации работы коллектива в качестве комсорга и заместителя директора по учебно-воспитательной работе училища.

Н.С. Терещенко, А.В. Мартышкина, Ю.Ю. Решетников подвигли меня возглавить учебную часть училища, помогли дать путёвку в жизнь телевизионному Фестивалю юных маэстро «Золотой ключик» и многим другим проектам Творческого союза работников культуры, которые популярны в Астраханской области и поныне. Главные смыслы «Золотого ключика» – «Детство нельзя отложить на завтра. Дети просто вырастут. Все дети одинаково талантливы. Важно любому ребенку предоставить возможность самовыражения», – бесспорно, утверждались во время консерваторских будней.

При непосредственном участии Надежды Бабкиной как выпускницы училища, и её Центра «Русская песня» набрал силу и продолжает радовать астраханцев лауреат многочисленных российских и международных фестивалей-конкурсов городской ансамбль народной песни «Скоморошина», основателем и руководителем которого на протяжении 20 лет мне довелось быть. В связи с этой работой весьма продуктивными стали мои стажировки по сольному и хоровому народному пению в РАМ им. Гнесиных под руководством Л.В. Шаминой, Н.В. Ерохиной и В.В Бакке.

Названия и содержание многих проектов этого периода зачастую рождались в процессе творческих дискуссий в кругу семьи.

Педагогическая деятельность увенчалась успехом в подготовке лауреатов российских, региональных и зональных конкурсов – А. Сафонцева, В. Антонова, А. Калины, Д. Водопьянова, А. Тараненко, А. Телегина.

В это же время происходили и научные события. Благодаря профессору Российской Академии им. Гнесиных, доктору искусствоведения М.И. Имханицкому мне посчастливилось защитить диссертацию, получить степень кандидата искусствоведения, пришло и социальное признание как заслуженного работника культуры России.

В 1999 году мне было предложено возглавить Астраханский областной методический центр народной культуры. С новой силой заиграли грани всего того, что дала нам Астраханская консерватория.

Центр был удостоен Диплома Государственного Российского Дома народного творчества «За развитие традиционной культуры региона», в структуре Центра был создан отдел традиционной народной культуры и предусмотрены штатные единицы научных сотрудников, заключены договоры о социальном партнерстве с национальными культурными объединениями и со всеми районами области по организации работы филиалов.

Вместе с прекрасным коллективом единомышленников были воплощены в жизнь: Фестиваль «Астрахань многонациональная» и Международный этно-социальный проект «Дельта Волги без границ», Всероссийский фестиваль «Живая вода», традиционные Дни славянской письменности и культуры, – эти проекты также активно функционируют и в наши дни.

Были организованы и проведены многие научно-практические конференции, издано более десяти выпусков материалов по этнографии Астраханского края «Традиции живая нить». Совместно с Астраханской и Саратовской государственными консерваториями по инициативе А.С. Ярешко был переиздан сборник В.П. Самаренко и М.А. Этингера «Русские народные песни Астраханской области».

Всё, что было заложено педагогами консерватории, за годы работы трансформировалось и приобрело комплексные смыслы. По направлению Губернатора Астраханской области А.П. Гужвина я был прикреплен соискателем ученой степени доктора социологии к докторантуре Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ по теме «Духовная культура России: состояние и тенденции развития» (научные консультанты проф. В.А. Егоров и В.Э. Бойков), и в 2004 году Астраханский методический центр по договору с Институтом социологических исследований РАГС осуществил проведение всероссийского социологического опроса по этой теме.

В ходе реформы местного самоуправления и эксперимента по разработке и апробации наиболее перспективных вариантов функциональных моделей сети государственных и муниципальных учреждений культуры, проводимого в регионе Министерством культуры РФ и Министерством культуры Астраханской области, во всех районах области были организованы мониторинговые исследования и курсы повышения квалификации глав сельских муниципальных образований по вопросам организации работы в сфере культуры.

Научная деятельность продолжилась после переезда в Москву в Современной гуманитарной академии в качестве докторанта кафедры социальной философии по теме «Социокультурная идентичность российской цивилизации». И вновь не раз вспомнились мощные консерваторские заделы.

С первых дней московской жизни наши знания и опыт оказались востребованы. Супруга Н.Д. Кулибаба была принята на работу в одну из лучших школ искусств Подмосковья – ЦДШИ г. Химки, где успешно работает и поныне. А меня пригласили возглавить Научно-методический центр художественного образования Московской области, а также экспертную группу по аттестации и развитию профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций среднего и дополнительного художественного образования Министерств образования и культуры Московской области.

Знания и опыт, полученные в многонациональном астраханском регионе, в консерватории, в последующей жизни позволили мне в 2016 году принять приглашение в Центр культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова для работы в качестве заведующего отделом национальных культур народов Российской Федерации.

Должность позволяет быть причастным к общероссийским культурным процессам, объединяющим всех нас – граждан всех национальностей великой страны с тысячелетними традициями добрососедства и миролюбия, вселенской любви и духовности, на другом уровне осуществлять задачи интеграции потенциала творческих организаций высшего и среднего профессионального образования, учреждений клубного типа и общественных национально-культурных объединений.

По совместительству несколько лет я работал в качестве доцента кафедры художественного образования в Институте общего образования Российской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Было очень познавательно и полезно для основной работы заниматься с коллегами рассмотрением с различных точек зрения вопросов разработки требований к современному уровню компетенций преподавателя для обеспечения эффективности и качества обучения согласно проекту Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, а также исследовать научно-теоретического обоснования различных варианты, моделей взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры впоследствии при внедрении Концепции.

Давно известно, что с появлением того или иного высшего учебного заведения жизнь местного сообщества кардинально изменяется, но появление, становление, расцвет и многолетнее профессиональное функционирование особого социального института – консерватории, безусловно, влияет на все творческие процессы, на развитии креативности всей социокультурной деятельности в регионе и в близлежащих территориях.

Сохранение традиций и формирование особой самобытной духовно-культурной среды в Астраханском регионе и в дальнейшем является важнейшей задачей нашего профессионального сообщества.

Поздравляем всех с юбилеем консерватории – нашей колыбели вдохновения и профессионализма!

 

 

С.И. Кулибаба,

 кандидат искусствоведения,

заслуженный работник культуры России,

заведующий отделом национальных культур Центра культуры народов России Государственного Российского

Дома народного творчества имени В.Д. Поленова,

выпускник АГК 1981 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Версия для слабовидящих