СПУТНИЦУ ЖИЗНИ ВСТРЕТИЛ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ АСТРАХАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Астраханской консерватории исполнилось полвека! Да! Есть, что вспомнить тому, кто, поступив сюда, попал в максимально комфортные условия для раскрытия творческой личности и качественной подготовки к профессиональной включенности в социокультурные процессы в сфере музыкального исполнительства и педагогики.
Еще в 1990-е, будучи учащимся ДМШ №31 с. Козлово, Володарского района Астраханской области, мне довелось ощутить духовную силу и энергию «храма искусств». Так можно назвать нашу консерваторию, тем более, что когда-то в этом уникальном старинном здании размещалась женская гимназия с домовой церковью, а там, где сейчас сцена большого зала, раньше находился алтарь. Могу сказать, что, прежде чем выступать здесь, невольно скажешь: «Господи, помоги!». До сих пор помню, как в 1998 году, на авторском вечере своего отца, также выпускника Астраханской консерватории, заслуженного работника культуры России Артемия Николаевича Черчинцева, оказавшись на сцене большого зала, я был в таком сильном волнении, что перепутал номер родной музыкальной школы, заявив, что учусь в ДМШ №36. А Любовь Павловна Власенко, которая вела тот самый концерт, ласково поправила меня, пошутив, что 36 и 6 – это нормальная температура у человека, а школа в селе Козлово – 31-я.
Между прочим, вспоминая о консерватории, поделюсь с нынешними студентами советом бывалых выпускников АГК: если ищешь надежную спутницу жизни, то найдешь ее только в нашем большом зале. Со мной так и случилось, ведь супругой моей стала пианистка Вероника Степанова, обучавшаяся в классе заслуженного артиста России, профессора Сергея Анатольевича Усольцева. А нашим продолжением явилось рождение двух детей – Артюши и Дуняши Черчинцевых.
Признаюсь, что в Астраханской консерватории я занимался целых 12 лет! И вовсе не потому, что «сидел» на каждом курсе по 2-3 года. Дело в том, что в 2000-2004 годы, в период обучения в Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, на дирижерско-хоровом отделении, в классе заслуженного работника культуры России Нинель Анатольевны Никитиной, также выпускницы Астраханской консерватории, мне посчастливилось петь в хоровом классе консерватории под руководством профессоров – заслуженного артиста России С.Е. Комякова и заслуженного деятеля искусств России Л.П. Власенко. Сергей Евгеньевич и Любовь Павловна передавали студентам свое исполнительское и педагогическое мастерство в форме интереснейших мастер-классов, показывая, как по-разному можно интерпретировать одно и то же сочинение, не выходя из его стилевых рамок. А глубокое уважение к Сергею Евгеньевичу мне привил еще мой отец, который учился у него в классе дирижирования в 1978-1983 годах.
После окончания музыкального училища я не думал уезжать из Астрахани и с радостью поступил в Астраханскую консерваторию, попав в класс профессора, заслуженного деятеля искусств России Галины Адольфовны Дунчевой, являющейся бессменным главным хормейстером Астраханского государственного театра оперы и балета (ранее музыкального театра). Но заканчивал консерваторию, по специальности дирижирование академическим хором, в классе профессора кафедры хорового дирижирования Леонида Николаевича Егорова, который тогда руководил филармоническим мужским хором и студенческим симфоническим оркестром. Сравнивая различные подходы моих учителей к обучению и воспитанию высококвалифицированных специалистов, с полным правом могу сказать, что мастера «хорового цеха» Астраханской консерватории входят в плеяду видных творцов и деятелей высокообразованного, духовно богатого региона, стирая все провинциальные рамки.
Мне повезло, что в 2009 году, когда я заканчивал консерваторию как дирижер-хормейстер, здесь появилась возможность обучаться оперно-симфоническому дирижированию, и мне, вместе с сокурсником Алексеем Родионовым, удалось успешно сдать вступительные экзамены и совершенствоваться в стенах альма матер еще и по этой сложной музыкальной специальности. Вступительные экзамены принимала комиссия во главе с профессором, заслуженным артистом России Фаридом Якубовичем Сепкуловым, который многие годы руководил студенческим симфоническим оркестром и возглавлял оперную студию при консерватории. Мы с Алексеем должны были учиться в его классе, и он дал нам задание на лето. А в августе Фарида Якубовича не стало… Это было для нас шоком. И тогда ректор консерватории, заслуженный артист России, профессор Александр Валентинович Мостыканов пригласил возглавить класс оперно-симфонического дирижирования и студенческий симфонический оркестр Игоря Анатольевича Сметанина, заслуженного деятеля искусств Удмуртской республики, убедив его вернуться из Ижевска в Астрахань, где он еще в 1996 году, вместе с режиссером Ларисой Львовной Химич, создал Астраханский государственный музыкальный театр и семь лет успешно руководил оперными и балетными постановками, регулярно выступая с симфоническими программами, в том числе на сцене большого зала консерватории. Конечно, для меня было счастьем учиться у такого опытного и эрудированного специалиста, к тому же человека, безраздельно преданного дирижерской профессии.
Благодаря творческо-художественному разнообразию города Астрахани (консерватория, музыкальный колледж и колледж культуры и искусства, детские музыкальные школы и школы искусств, оперный, драматический театры, а также театр юного зрителя и кукольный театр, филармония, различные народные и фольклорные центры) и возможностям свободно проявить собственный творческий потенциал, можно было беспрепятственно изучать любой художественный процесс, став участником множества музыкальных событий: от самых малых, в пределах классных выступлений, до грандиозных карнавальных или ландшафтных концертно-театральных представлений.
Обучаясь в консерватории, мне довелось работать в хоре музыкального театра и в мужском хоре филармонии, а также быть солистом вокального квартета, созданного выпускниками консерватории. Как филармонический коллектив вокальный квартет давал регулярные концерты в Астрахани и области, выезжал на гастроли по городам страны и достойно представлял наш город на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. А затем наш квартет переехал из Астрахани сначала в Санкт-Петербург, а потом в Москву. Кульминацией творческого пути нашего коллектива стало выступление на одной сцене Государственного Кремлевского дворца с народным артистом СССР Иосифом Кобзоном, народным артистом России Александром Буйновым, заслуженной артисткой России Екатериной Гусевой, заслуженным артистом России Сергеем Жилиным и многими другими звездами эстрады.
Вот уже 8 лет, как мы с супругой живем в Москве, где востребованы как специалисты. Вероника Черчинцева работает преподавателем по классу фортепиано и концертмейстером в школе №1571. Недавно получила дипломы лучшего концертмейстера сразу на двух конкурсах: Московском Открытом фестивале-конкурсе «С любовью к России» и Московском детско-юношеском хоровом фестивале-конкурсе на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь». А я, Михаил Черчинцев, являюсь главным дирижером и хормейстером Ансамбля песни и пляски Воздушно-десантных войск Министерства обороны Российской Федерации. Надеюсь, концертно-гастрольная деятельность приведет меня с ансамблем и в родной для меня город Астрахань.
Михаил Черчинцев,
дважды выпускник Астраханской консерватории
(по дирижированию академическим хором – 2009 г.;
по оперно-симфоническому дирижированию – 2014 г.)