Людмила Борисовна Леонтьева

            К истории музыкальной культуры Астрахани в той или иной степени причастна «династия» Базовых. Татьяна Александровна (преподаватель музыкального училища, концертмейстер филармонии, заведующая кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства Астраханской консерватории в 1976-1983 гг.), ее сын Владислав (выпускник АГК, кандидат философских наук, доцент), дочь Ольга (выпускница АГК) составляют два поколения музыкантов.

            Из архива консерватории, пожелтевших от времени газетных рецензий, выпусков вестника АГК «Камертон» узнаем о фактах педагогической, концертной, административной деятельности лиц, причастных к этой династии музыкантов. Складываем «семейный портрет» астраханской интеллигенции, обладающей глубокими, возвышенными человеческими качествами – любовь к музыке, истовое служение избранной профессии, внутренняя культура, безупречность манер, творческая энергетика.

            В данном случае речь пойдет о Людмиле Борисовне Леонтьевой, которая имеет непосредственное отношение к этой династии. Выпускница Казанской консерватории (класс профессора Э.А.Монасзона), аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора П.А.Серебрякова) до Астрахани работала доцентом кафедры специального фортепиано, деканом факультета Казанской консерватории.

            Через год после переезда в Астрахань, в 2003 году, Людмила Борисовна возглавила кафедру специального фортепиано. Благодаря педагогическому таланту, организаторским способностям, неутомимой деятельности Людмилы Борисовны кафедра вышла на лидирующие позиции. Опыт убедительно показывает, что качество подготовки студентов напрямую зависит от уровня профессионализма их наставников, ведь педагог – пример и эталон для будущей профессии студентов. И чем богаче, многообразнее духовный мир и педагогическое мастерство наставника, тем более студент стремится походить на него и подражать ему.

Поводов для подражания Людмиле Борисовне достаточно: высокообразованный музыкант с безупречным чувством стиля, успешно сочетающий сольную и ансамблевую концертную деятельность, высокий уровень академического исполнительства, артистизм, эталонную ансамблевую сыгранность.

            Людмила Борисовна – не только прекрасный педагог, но и организатор. При ее непосредственном участии с 2005 здесь проходит учрежденный решением Министерства культуры РФ при поддержке ректората МГК им. П.И.Чайковского Открытый Всероссийский конкурс им. Льва Оборина, приобретший статус Международного (2005, 2008, 2011). За годы ее руководства кафедра подготовила «пышный букет» из 25-ти лауреатов и дипломантов престижных конкурсов: Н.Тайгильдина, А.Трофимова (две премии), Е.Давыдова (семь премий) – класс профессора Л.Б. Леонтьевой; З.Бекренева – класс профессора Э.Г. Камалова; Н.Муравьева, М.Стойловская (две премии) – класс профессора Л.А.Кругловой; Ж.Дэр – класс профессора Л.М.Сулеймановой; Д.Абдуллаева, Т.Вахрамова – класс профессора Е.С. Винокуровой; В.Степанова, А.Яковлева, О.Котричева – класс профессора С.А.Усольцева; Н.Чигарева – класс профессора М.Б.Юдкевич; И.Сигаева, И.Светлакова – классы профессоров М.Б.Юдкевич, Л.Б. Леонтьевой; Д.Тыщенко – класс профессора Г.Н. Бескровной; Е.Томилина – класс лауреата международных конкурсов Н.Е.Муравьевой.

            Вполне естественно, что таких успехов можно достичь лишь в том случае, если зав. кафедрой ставит максимальные задачи для педагогов. Если ответить на вопрос: что такое астраханская школа игры на фортепиано и как она позиционирует себя в современном контексте международного искусства, то ответ один – кафедра поддерживает и развивает традиции ведущих школ Москвы, Казани.

            С момента открытия консерватории до первого выпуска в штатном расписании кафедры значились выпускники столичных консерваторий: Л.С.Акопян, Л.А.Безнос, Ф.С.Зискина, М.Б.Юдкевич – РАМ им. Гнесиных; А.Н. Токарев, Л.М. Сулейманова, Э.Г.Камалов, В.В.Павлов, Л.Г.Чередниченко – МГК им. П.И. Чайковского; «фортепианный десант» казанцев – Е.С. Винокурова, Л.А. Круглова, Г.Н. Бескровная, Ф.Х. Валлиулина, М.Г. Иванов. Как говорится, «музыкальные руки» Москвы и Казани дотянулись до Астрахани. А это означало, что урок мог продолжаться несколько часов, включая анализ результатов мучительных поисков «нужного» звука, темброслышания, артикуляции, динамики – содержательных составляющих… Это – минимум четырехчасовые каждодневные занятия, сдачи технических зачетов, академических концертов, регулярные классные отчеты… Это они заложили прочный профессиональный фундамент, высокий уровень исполнительской школы астраханских студентов, свидетельством чему – дипломы лауреатов Международных конкурсов в Ворзеле (Украина), Осло (Норвегия), Франции, Италии…

            Это они отстаивали главные педагогические принципы – уважение к личности обучаемого, его позиции; воспитание волевых качеств у студентов к достижению цели; поиск каждым своего места в священном Храме Музыки. А ведь питомцы кафедры специального фортепиано АГК разбросаны «по белу свету» – во многих регионах России и зарубежных странах.

            Как представитель ведущей пианистической школы Людмила Борисовна ненавязчиво, но систематично знакомит студентов своего класса с искусством «школы», к которой сама принадлежит. Подлинная традиция позволяет молодежи «встать на ноги» и вместе с тем «не быть чьей-то тенью».

            Людмила Борисовна относится к тем музыкантам-исполнителям и педагогам, кто на протяжении всего творческого пути, с присущей ей скромностью, честно выполняет свой долг, являя пример Музыканта и Учителя с большой буквы. Один из главных педагогических принципов Людмилы Борисовны – «выразительное интонирование», а говоря словами Ф.М. Блуменфельда, «сохранение в инструментальном исполнении идеи вокальности». Другой – художественная направленность всех средств выразительности на воплощение музыкальной образности, осмысление и раскрытие художественного содержания исполняемого сочинения и, наконец, главнейший из них – уважение к авторскому тексту, тщательнейшая работа с нотным материалом. Каждому студенту она пытается помочь раскрыть свой потенциал. Особенно когда в нем есть творческое начало: студент должен получить профессиональные навыки во всех направлениях будущей деятельности – как солист, ансамблист, педагог, концертмейстер. И от того, кем он станет, многое зависит от педагога по специальности, его веры в профессию – ее значимость, необходимость людям, а также от колоссального труда и терпения в обучении и воспитании музыкантов. Несомненно одно: тем студентам, которым интересно узнавать, приобретать, находить и снова искать, как правило, удается многого достичь в профессии.

            Людмила Борисовна и сама многого достигла, органично соединив две стороны творческого дарования – исполнителя и педагога. Выбрав форму совместного ансамблевого исполнительства – фортепианный дуэт, Людмила Борисовна нашла достойных партнеров. Ими стали профессора Л.А. Круглова, Л.М. Сулейманова, С.А. Усольцев. Дуэтным составом были исполнены: И.Брамс. Вариации на тему Й.Гайдна, Соната для двух фортепиано, М.Регер. Интродукция, пассакалия и фуга, французская фортепианная музыка: К.Сен-Санс, Ж.Бизе, К.Дебюсси, М.Равель (Л.Круглова – Л.Леонтьева); Симфонические танцы С.Рахманинова, Двойной концерт В.А. Моцарта – с камерным оркестром под управлением В.Белинского, три концерта для двух клавиров с камерным оркестром, русская музыка: А.Аренский, И.Стравинский, С.Танеев, С.Рахманинов (С.Усольцев – Л.Леонтьева); Концерт из сочинений Ф.Шуберта (Л.Сулейманова – Л.Леонтьева).

            Вдумчивый педагог, у которого в крови переделанный ленинский лозунг – учить, учить и еще раз учить, она не «пережевывает» по многу раз то, что должен усвоить студент. На уроках даже при исполнении музыки повышенной трудности, Людмила Борисовна ставит перед студентами задачи, кажущиеся им порой невыполнимыми, объясняет, что надо делать с точки зрения профессионального мастерства и как надо делать. А если что-то не ясно – тут же показывает за роялем сама.

            В индивидуальной педагогике, где силу привычек, застывших во времени «стандартов», педагогических «табу» можно сравнить с законом земного притяжения, Людмила Борисовна – словно герой древнегреческой мифологии Дедал, символизирующий пытливый интеллект человека. Поэтому в ее педагогике нет навязчивых и набивших оскомину – «должен…, «обязан…».

            Будучи личностью интеллигентной, Людмила Борисовна умеет слушать, слышать собеседника, никогда ни о ком не отзывается плохо, а уж тем более не повышает голоса. Она – генератор многих идей кафедры и непререкаемый авторитет для своих учеников. А для слушателей она является мастером фортепианного исполнительства, для которого Музыка составляет смысл жизни.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор, заслуженный работник высшей школы России

Очерк был опубликован в 2014 г. в книге «Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории» / Автор идеи, гл. ред.-сост. Л.П.Власенко. – Астрахань, 2014. – С.143-148.


  Версия для слабовидящих