Нас объединяет музыка Баха

Веду урок в седьмом классе общеобразовательной школы. Тема – «Духовная музыка». Дети сначала ведут себя вольно, громко разговаривают, смеются. Включаю аудиозапись – органную «Токкату и фугу» ре минор И.С.Баха – и сразу на лицах школьников появляется интерес. Один за другим спрашивают: кто написал эту музыку, как называется это произведение? Кто-то «узнает»: да это же из телепередачи «Человек и закон»! Обидно, конечно, что детям прививают классику в основном в виде озвучивания рекламных роликов. Время сейчас такое, приоритеты другие. Но феномен музыки Баха – вне времени и продолжает оставаться загадкой…

О Бахе я узнала впервые в музыкальной школе на уроках музыкальной литературы у Лилии Поплавской. Впоследствии постоянно играла его произведения, анализировала. Но как действительно должен звучать Бах, я осознала позже, когда посетила Чехию, католический костёл Пражский Град. Акустика была великолепная, так как высота там под 90 метров. Звуки органа поднимались всё выше и выше – в небеса… О таком ярком восприятии музыки Баха пишет в своем литературном произведении «Могила Баха» Даниил Гранин.

Когда 1983 году я поступала в Астраханскую консерваторию, мне на экзамене тоже «попался» Бах – вопрос по его клавирному творчеству. Студенческие годы прошли ярко, плодотворно, незабываемо… Мы, первокурсники консерватории, учились не только ориентироваться в огромном старинном здании-«храме музыкального искусства», но старались взять вузовскую планку в освоении многочисленных предметов. Учебные нагрузки были огромными. Интернета тогда не было, и нам приходилось подолгу просиживать в библиотеке в поисках необходимого материала для подготовки объемных заданий.

Лекции, семинары, индивидуальные занятия, экзамены, жаркие летние и холодные зимние каникулы… Постепенно мы привыкли к алгоритму студенческой жизни. Учиться было безумно интересно. Помню, как мои однокурсники часто собирались в кабинете заведующего кафедрой теории и истории музыки М.А. Этингера. Поражало его добродушие, интеллигентность, а звание «профессор» вызывало трепет и восхищение. Помню, как Марк Аронович садился за рояль и играл Баха, Вагнера, рассказывал о немецких композиторах, а иногда переводил разговор в другое русло, вспоминая своих родителей, довоенную учебу в краковской гимназии, а также выдающихся астраханцев, прославивших город. Всю свою жизнь М.А.Этингер беззаветно служил искусству, музыке, его научные труды посвящены гармонии Баха, классиков, романтиков, музыкальному краеведению. Многие ученики М.А.Этингера, учившиеся у него в Астраханской консерватории, как А.В.Свиридова, А.Г.Бабаян, С.С. Севастьянова, А.В.Рындин, продолжили дело своего любимого учителя-наставника.

…На втором курсе перед студентами-музыковедами стал вопрос о выборе руководителя и темы диплома. Я выбрала Алевтину Васильевну Свиридову. Вместе с ней мы увлеченно работали над темой, посвященной творчеству Р.К.Щедрина.

С Алевтиной Васильевной было легко общаться: она была чутким, отзывчивым человеком, помогая советом каждому, кто к ней обращался. Вместе с тем, ее как тонкого и ранимого человека возмущали студенты, которые ленились и не посещали занятий.

После окончания консерватории моя связь с педагогом-наставником А.В.Свиридовой не прекращалась, тем более, что я оставалась в Астрахани. Много лет преподавала музыкально-теоретические предметы в ДШИ №5; являлась концертмейстером в Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва имени Л.А.Тихомировой; работала в Областном центре развития детей и юношества, где занималась сольфеджио и вокалом (по системе Г.А.Струве) с участниками ансамбля «Орлята» (лауреата многочисленных конкурсов и фестивалей). Создала свой коллектив «Детство», в репертуаре которого и классика, и народные, и эстрадные песни. Не прекращаю руководить этим коллективом и сейчас, радуясь успехам своих воспитанников: Анечка Иванова учится академическому вокалу в Астраханском музыкальном колледже, а Даниил Лиджи-Горяев является артистом Астраханского государственного Ансамбля песни и танца. С 2015 года преподаю в средней общеобразовательной школе №48. Кроме того, на протяжении всех лет работы, беря пример с А.В.Свиридовой, занимавшейся музыкально-критической деятельностью до последних дней своей жизни, я также откликалась на события музыкальной жизни города (мои заметки и статьи опубликованы в местной прессе, в газетах «Волга», «Астраханские известия», «Горожанин»).

Сейчас, поздравляя родную консерваторию с 50-летием основания, невольно вспоминаю один из концертов, посвященный 300-летию со дня рождения И.С.Баха (в марте 1985г.).  Хор студентов консерватории и певцы-солисты, в сопровождении инструментального ансамбля, исполняли «Магнификат». В переполненном слушателями большом зале консерватории, в самом центре, сидел М.А. Этингер. Как же он радовался тогда вдохновенному звучанию этой великой музыки в стенах молодой Астраханской консерватории!

Светлана Колчанова,

музыковед, выпуск АГК 1988 г. 


  Версия для слабовидящих