«Что оставим потомкам?»
Вспоминая Александра Михайловича Бродецкого, заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, члена Союза журналистов России, обладателя Почетного знака Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры, Почетной грамоты Губернатора Астраханской области «За активное участие в культурной жизни города и многолетний добросовестный труд», создателя и руководителя ансамбля «Морская душа» Дома офицеров Краснознаменной Каспийской флотилии, нельзя не сказать, что он был одним из самых преданных почитателей высокого музыкального искусства и во многих своих статьях и заметках, публиковавшихся в местной прессе в 1990-е и вплоть до его кончины летом 2011 г., писал о концертах в консерватории и филармонии, спектаклях в Музыкальном театре (с 2010 г. Астраханский государственный театр оперы и балета), освещал события Фестиваля вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой (особенно подробно – о 8-ми днях VI Международного фестиваля, в ноябре 2000 г.). В его многочисленных публикациях, как в зеркале, отразилась панорама музыкальной жизни родного города на рубеже веков (и тысячелетий!). И это не только подробная информация о том, что и кем исполнялось, но и характеристика исполнительского почерка выступавших, и размышления А. М. Бродецкого о состоянии музыкальной культуры в условиях «рыночной экономики», о необходимости сохранять культурные ценности, поддерживать на государственном уровне талантливых детей и молодежь, обеспечивая им академическое музыкальное образование и воспитание. Он неустанно ратовал за музыкальное просвещение многонационального населения нашей области на лучших образцах классического и современного искусства, причем в высокопрофессиональном исполнении, считая, что астраханцам повезло жить в городе с многовековыми музыкальными традициями, старейшим музыкальным училищем и консерваторией, в большом и малом залах которой чуть ли не ежедневно даются концерты классической и народной музыки. Одна из его последних статей так и называлась: «Чем больше музыки в городе – тем лучше» («Волга», 2011 г., 20 мая).
Не могу не вспомнить отклики Александра Михайловича в «Волге», «Астраханских известиях» о муниципальном камерном хоре «Лик», созданном заслуженным артистом РФ, профессором Астраханской консерватории С. Е. Комяковым. Все 14 лет, в течение которых этим коллективом руководил Сергей Евгеньевич (затем продолжила его воспитанница по консерватории Т. В. Рекичинская, с 2010 г. руководитель Камерного хора Астраханской филармонии), Александр Михайлович не пропустил ни одного хорового концерта, отмечая в своих заметках высокий исполнительский уровень хора «Лик» и его разнообразный репертуар, в котором бессмертная духовная и светская классика обретала свое актуальное звучание, а песня – народная и авторская – привлекала великолепием хорового многоголосия и оригинальностью исполнительской трактовки (замечу, что песенный репертуар «Лика» был представлен обработками самого руководителя хора). Однажды в феврале 1999 г. мне довелось вести концерт, организованный А. М. Бродецким, с участием камерного хора «Лик», брасс-квинтета из духового оркестра Каспийской флотилии, ансамбля «Морская душа» и нескольких городских ансамблей бального танца. Концерт этот проводился на сцене большого зала консерватории и привлек многочисленную публику, в основном из ветеранов войны и труда, с восторгом принимавших каждый номер динамично выстроенной программы. В тот вечер, обозначенный в афише как «Неюбилейный концерт», Александр Михайлович выходил на сцену не только как руководитель ансамбля «Морская душа», но и бойко играл на рояле фантазии-импровизации на темы детских песен народов мира (как я потом узнала, перед концертом он получил известие о рождении внука в семье сына, проживавшего в США) и на темы песен Евгения Мартынова (одного из любимых им композиторов-песенников), а также проникновенно спел несколько песен, в сопровождении концертмейстера – заслуженной артистки РФ, профессора Астраханской консерватории А. Ж. Кургановой. В финале концерта на поклон вышли все исполнители и вместе с солировавшим А. М. Бродецким спели «Песню об Астрахани» Олега Биктимирова (выпускника Астраханской консерватории 1977 г., являвшегося солистом Большого театра, в котором он проработал свыше 20 лет, вплоть до своей безвременной кончины в 2001 г.). Эту песню Александр Михайлович часто включал в свои концерты, проводившиеся в ДК офицеров Каспийской флотилии, областном Музее Боевой славы, военно-морском госпитале, научной библиотеке им. Крупской, Музее культуры города Астрахани, Картинной галерее им. Догадина, всюду, где он выступал с ансамблем «Морская душа».
Александр Михайлович был разносторонней личностью. Коренной астраханец, после войны он получил в родном городе начальное музыкальное образование, а затем учился в Саратовском музыкальном училище и Ленинградской высшей профсоюзной школе культуры. Служил в военно-морском флоте. В 1960-1980-е работал в учреждениях культуры в разных городах и республиках Советского Союза: России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Встречался со многими известными людьми. Был лично знаком со знаменитым советским композитором Оскаром Фельцманом.
В Астрахань А. М. Бродецкий вернулся в 1988 г. Как он рассказывал о своей жизни, «спустя 33 года странствий по морям и просторам огромной страны его неудержимо потянуло в родную гавань». Но только сейчас, прочитав воспоминания Александра Михайловича о своем военном детстве, можно понять, почему он предпочел вернуться именно сюда, а не остаться, например, в Крыму, где успешно работал и проживал с удовольствием.
Получив согласие Р. И. Саблиной, заслуженного работника культуры РФ, председателя Астраханской областной общественной организации пенсионеров «Дети погибших солдат в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.», составителя сборника «А мы отцов не дождались…», привожу из этой книги воспоминаний сирот войны небольшой рассказ А. М. Бродецкого «Было маме всего 27…»:
«Война, как и во все советские семьи, пришла в нашу нежданно и жестоко. Мы спокойно жили в Астрахани на улице Шаумяна. Казалось, что так будет всегда. Но по мере приближения фронта к нашему городу все чаще стали поговаривать о предстоящем отъезде. Все мы были вместе, и только моя мама, Анна Адольфовна, со старшим сыном находилась под Сталинградом, где в местной школе преподавала немецкий язык. Уже начались бомбежки нашего города, и многие семьи начали собираться. На семейном совете решили поехать по Каспию в Гурьев, а оттуда с другими семьями подальше от войны. Из Астрахани уже на рыбницах стали отправлять людей. Город стал прифронтовым.
По договоренности все мы, вместе с мамой и старшим братом, должны были ехать в назначенный день. Но по дороге из Сталинграда, откуда наши родственники выбирались, как из ада, маму во время налета ранило в ногу, и она не могла быстро идти. Ее мысли были только об одном: как спасти сына.
Последняя рыбница из Астрахани уходила утром 22 ноября 1942 года. Мне было 5 лет. В это время немцы стали сильно бомбить окраину и заводские районы. Горели цистерны с нефтью на трусовской стороне, осколки снарядов долетали до 17-й пристани. После одного ночного налета мы нашли на нашем дворе осколки.
День нашего отъезда. Вещи уложены… Шло время, а мамы и старшего брата не было к назначенному сроку. Уехали без них. К счастью, в Астрахани оставался дядя, муж старшей маминой сестры. Он работал на железной дороге, имел «бронь». У него и поселились мама и брат.
Время военное. Надо думать, как жить дальше. Мама устроилась на работу в поселке Стрелецкое, где в то время находился лагерь для немецких военнопленных. Ее приняли переводчицей. Носила военную форму, получала паек. Затем пришла беда. В лагере обнаружили брюшной тиф. Мама заразилась. Положили в военный госпиталь. Там она 4 апреля 1943 года скончалась. Ее фамилия значится на мраморной плите мемориала Славы, сооруженного в Астрахани в год 30-летия Победы. Было ей всего 27 лет». (А мы отцов не дождались… 1941-1945. – Издание второе, дополненное /Сост. Р.И.Саблина. – Астрахань, 2015. – С.163-164).
Война и раннее сиротство – вот что выпало на долю маленького Саши. Но родные не оставили мальчика на произвол судьбы. Он выжил, закалился в испытаниях, воспитывался в атмосфере созидательной деятельности советского народа-победителя. Стал творческой личностью, прекрасным семьянином. Человек с добрым сердцем и чуткой душой, он любил детей и был одним из инициаторов проведения в родном городе телевизионного фестиваля «Золотой ключик» (в 1990-е годы в этом фестивале участвовали тысячи юных талантов Астраханской области). Это по его инициативе у нас проводился Фестиваль народного творчества пожилых людей. Это он был директором программы «Артистические имена в Астрахани», разработанной заслуженным работником культуры Г. С. Маколовым в рамках деятельности Астраханского отделения Фонда культуры.
В одной из своих публицистических статей А. М. Бродецкий писал: «Думать надо о том, что оставить своим потомкам – развалины памятников истории и культуры, так называемую массовую культуру, или Астрахань выйдет в элиту российских городов, славных своими культурными традициями и высокими культурными потребностями своих граждан. Трудности теперешнего периода рано или поздно закончатся. Будем надеяться на лучшее и на мудрость нашего руководства, у которого нет большего богатства, чем наши высокоодаренные люди, гордость России – астраханцы» (Бродецкий А. Что оставим потомкам? // Астраханские известия. – 2000. – 27 июля).
Сегодня эти размышления человека, оставившего заметный след в культурной жизни родного города, можно считать завещанием не только управленцам, но и всем нам, служителям высокого искусства.
Л. П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
зав. кафедрой хорового дирижирования Астраханской консерватории