«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»

Великолепным концертом студенческого оркестра русских народных инструментов (рук. и дирижер Елена Серединцева) и сводного хора студентов и камерного филармонического (рук. и хормейстер Татьяна Рекичинская), с участием прекрасных солистов Александра Федорова, Татьяны Важоровой, Натальи Муравьевой и блестящего ведущего Константина Гузенко, который предварял все концертные номера «голосом за кадром», откликнулась Астраханская консерватория (по инициативе проректора по концертной деятельности, народной артистки РФ, профессора Н.К.Тарасовой) на всенародный праздник Великой Победы!

Как говорил Л.Утесов, «одни песни рождаются и тут же умирают, а есть и такие, которые приобретают бессмертие». Песни, прозвучавшие в этот вечер в большом зале консерватории, – именно из числа вечных, любимых в народе, узнаваемых с первых нот.

Открылся концерт своеобразной увертюрой – Фантазией на темы песен о Великой Отечественной войне В.Городовской для оркестра русских народных инструментов. Одна знакомая мелодия сменялась другой, напоминая о событиях тех героических лет. А впечатление от выразительной игры студенческого оркестра усиливалось подобающим внешним видом молодых артистов: и оркестр, и хор, который находился на сцене с самого начала концерта, были одеты одинаково строго и нарядно (белый верх, черный низ), с георгиевской ленточкой на груди.

Затем солист Александр Федоров и хор проникновенно исполнили с оркестром песню В.Баснера, на слова М.Матусовского, «С чего начинается Родина». Замечу, что Александр только начал учиться в консерватории (лирический баритон, он занимается в классе сольного пения профессора Н.К.Тарасовой), но уже показал готовность выходить на ответственную сцену, артистизм и обаяние – качества, которые определяют перспективу его пути как профессионального певца. Следом за песней из культового кинофильма конца 1960-х «Щит и меч», в его же исполнении, совместно с хором, прозвучала песня «Эх, дороги», написанная А.Новиковым, на слова Л.Ошанина, в самом конце войны. Известно, что Маршал Победы Г.К.Жуков считал эту песню одной их трех, самых лучших песен о войне (две другие, которые он называл – «Священная война» А.Александрова, на слова В.Лебедева-Кумача и «Соловьи» В.Соловьева-Седого, на слова А.Фатьянова).

Песня «В путь дорожку дальнюю» М.Блантера, на слова С.Острового, появилась еще до войны, но стала любимой фронтовиками. Задушевная и задорная (со звонкими возгласами «Эх!» мужских голосов на фоне нежных женских распевов) – такой она прозвучала в этот памятный вечер, в гибком исполнении хора с оркестром.

Украшением концерта было выступление Татьяны Важоровой (сопрано), лауреата Первого Российского конкурса им. В.Барсовой, с песней «Тучи в голубом» А.Журбина, на слова П.Синявского и В.Аксенова. Стилизованная композитором под ритмоинтонации 1940-х годов, эта песня-вальс впервые прозвучала в 2004 г., в телесериале «Московская сага», и с тех пор стала популярной в народе.

А когда на сцене вновь появился Александр Федоров, публика приветствовала его как знакомого певца. И он оправдал слушательский интерес, убедительно солируя с хором в патриотической песне «Хотят ли русские войны» Э.Колмановского, на слова Е.Евтушенко.

Центральным номером концерта стало замечательное исполнение оркестром, под управлением Елены Серединцевой, «Арии до-минор» В.Бибергана, предназначенной для фортепиано с оркестром народных инструментов. Солировала лауреат различных Всероссийских и Международных конкурсов пианистка (и органистка) Наталья Муравьева, которая своей игрой тонко выразила память о жертвах холокоста.

Песня «Пора в путь-дорогу» В.Соловьева-Седого, на слова С.Фогельсона, впервые прозвучавшая в послевоенном кинофильме «Небесный тихоход», также стала долговечной. Вот и сейчас трудно было удержаться, чтобы не подпеть хору: «Следить буду строго, мне сверху видно все, ты так и знай»!

Разнообразие в концертную программу, составленную дирижером Еленой Серединцевой, вносило чередование вокально-хоровых и инструментальных номеров. Так, яркое впечатление произвело исполнение оркестром виртуозной композиции П.Куликова на тему песни «В лесу прифронтовом» М.Блантера.

Знаменательным для программы «Песни Победы» было включение песни «Казаки в Берлине», созданной Ц.Солодарем и Даниилом и Дмитрием Покрасс непосредственно в День Победы – 9 Мая 1945 г. Поэт написал слова, находясь в Берлине, а через 2 часа прилетел в Москву, где встретился с братьями Покрасс, которые тут же сочинили песню. Эту песню, как и «Смуглянку» А.Новикова, на слова Я.Шведова», созданную в 1940 г., сводный хор студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии пел с таким эмоциональным накалом, поддерживаемым темпераментной игрой оркестра, что это буквально «завело» публику, с удовольствием подпевавшую и ритмично скандировавшую аплодисментами.

А в финальной части концерта, словно на едином дыхании, прозвучали: оркестровая картина «Бега» из послевоенной кинокомедии «Кубанские казаки», неувядаемая «Катюша» М.Блантера, на слова М.Исаковского (созданная еще в предвоенный период, но ставшая настолько популярной, что этим ласковым женским именем было названо самое грозное оружие Великой Отечественной войны – гвардейские минометы) и музыкальный символ всенародного праздника – «День Победы» Д.Тухманова, на слова В.Харитонова, – песня, которую, вместе с участниками концерта, стоя пели все, кто в этот незабываемый вечер, 13 мая 2019 г., пришли в большой зал Астраханской консерватории на концерт «Песни Победы».

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования АГК

(фото Андрея Калины)

 


  Версия для слабовидящих