Алевтина Александровна Старинцева

«УСЛЫШАТЬ ТО, ЧТО НЕ БЫЛО СКАЗАНО…»

В этом году, отмечая 50-летие Астраханской консерватории и получая многочисленные поздравления с юбилеем от выпускников разных лет, работающих в России и за рубежом, нельзя не рассказать о тех, чья профессиональная жизнь и после окончания АГК продолжается в стенах альма матер, способствуя подготовке последующих поколений молодых специалистов.

Так, более 30 лет в родной консерватории успешно трудится Алевтина Александровна Старинцева. Выпускница 1988 г., по специальности фортепиано, она еще в студенческие годы начала работать концертмейстером на кафедре струнных инструментов (в классе скрипки Р.Л.Леонидова), а по окончании консерватории была оставлена концертмейстером на кафедре духовых и ударных инструментов, проработав здесь до 1993 г. (в классах: гобоя – В.Г.Пахомова, фагота – у В.А.Леонова, тромбона и тубы – В.Я.Шавшина; дважды ездила на конкурсы с тромбонистом Анатолием Никитиным – в Нижний-Новгород и Минск), после чего перешла на кафедру хорового дирижирования, где как высококвалифицированный концертмейстер-ансамблист востребована во всех классах дирижирования (в настоящее время работает со студентами профессоров С.Е.Комякова, Л.П.Власенко, Г.А.Дунчевой, Л.Н.Егорова).

Быть концертмейстером в дирижерском классе – нелегкая задача для пианиста, ведь нужно владеть игрой «по-оркестровому», масштабно и красочно исполняя партию оркестра в кантатно-ораториальных произведениях и оперных сценах, и в то же время уметь играть «по-хоровому», особенно сочинения а cappella, где нужно выразительно интонировать музыкально-поэтический текст, соблюдая приемы артикуляции, динамические оттенки в голосах, цезуры для взятия дыхания. К тому же, в классе дирижирования будущие руководители хоровых коллективов изучают огромный оригинальный репертуар, от духовных и светских сочинений эпохи Возрождения до сложнейших образцов современной хоровой музыки, что требует от концертмейстера каждодневных занятий по освоению обширного программного материала. И надо сказать, что Старинцева со своими концертмейстерскими задачами в классе хорового дирижирования справляется блестяще. Она умеет играть «по руке», тонко передавая своим исполнением на фортепиано даже то, что не обговаривалось заранее (конечно, если у дирижера – техника высшего порядка и убедительная интерпретация авторского текста). Трудно переоценить и ее благотворное влияние на нравственно-эстетическое воспитание творческой молодежи, ведь Алевтина Александровна – не только опытный концертмейстер, но и личность с широким кругозором, глубоким знанием истории искусств. Восхищает ее память, проникновенное чтение стихов поэтов, на слова которых исполняется то или иное хоровое сочинение, что лучше всяких нравоучений может пристыдить студентов, «бормочущих» словесный текст.

Интересна жизненная и профессиональная родословная А.А.Старинцевой, о чем она поведала в нашей с ней беседе.

Алевтина Александровна родилась 19 мая 1964 г. в Астрахани, в семье инженера-энергетика Нонны Ромуальдовны Сродзинской и фронтовика-танкиста, также инженера, Александра Ивановича Воронова. Совместная жизнь родителей не сложилась, и Алечку воспитывала мама, Нонна Ромуальдовна, отец которой, Ромуальд Брониславович Сродзинский, поляк по национальности, был учителем математики, директорствовал в общеобразовательных школах области и города Астрахани. Нонна Ромуальдовна окончила школу с золотой медалью. Параллельно она училась в детской музыкальной школе, в классе известной астраханской пианистки Марии Ивановны Иконицкой, у которой тогда же занимался юный Николай Токарев (М.И.Иконицкая еще до революции окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано профессора А.Б.Гольденвейзера; была музой композитора Артура Каппа, являвшегося директором Астраханского музыкального училища в 1904-1920гг.). Потом Сродзинская и Токарев вместе поступили на фортепианное отделение Астраханского музыкального училища (также в класс М.И.Иконицкой). Токарев, закончив училище, продолжил учебу в Московской консерватории и аспирантуре ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, работая в Дальневосточном институте искусств, Астраханском музыкальном училище и Астраханской консерватории. А Нонна Ромуальдовна, сдав экзамены за первый курс, прекратила учебу в Астраханском музыкальном училище, поступив в Московский энергетический институт. Там она получила профессию инженера-энергетика и впоследствии работала заместителем директора астраханских тепловых сетей. Но в родительском доме Нонны Ромуальдовны не переставала звучать музыка, тем более, что ее мама (бабушка Алевтины), Валентина Михайловна Аврорская, была дворянского происхождения, играла на фортепиано, говорила по-французски. Отец и дед Валентины Михайловны являлись священнослужителями Русской православной церкви. Сохранились сведения, что Михаил Аврорский был иереем Николо-Гостинной церкви Астраханской епархии (той самой церкви, церковный хор которой пел духовные песнопения Александра Гречанинова, в присутствии самого композитора, гастролировавшего в 1915 г. в Астрахани в качестве концертмейстера, с певицей).

Понятно, почему и Нонна Ромуальдовна хотела, чтобы ее дочка играла на фортепиано. Алечке было шесть лет, когда мама привела ее в дом к М.И.Иконицкой, которая привила музыкально одаренной девочке интерес к фортепиано. А в ДМШ Воронова училась в классе Валентины Ивановны Ревенковой. У этого же педагога занимались Татьяна Ломова (Легенькая) и Ирина Гаврюхина (Козак). С того времени началась их с Алевтиной дружба, закалившаяся в периоды учебы в Астраханском музыкальном училище и Астраханской консерватории и продолжающаяся поныне (в число верных подруг входит также их однокурсница по консерватории Марина Слободян-Маленьких).

В Астраханском музыкальном училище Алевтина Воронова занималась в классе Г.В. Зязиной (воспитанницы Саратовской консерватории по классу фортепиано профессора Б.А.Гольдфедера). Именно Галина Васильевна убедила способную ученицу поступать в Астраханскую консерваторию. Тогда же, в училищные годы, Алевтина, обучаясь у нее же по концертмейстерскому классу, играла со скрипачом В.Шмуленсоном, преподавателем музыкального училища, а по камерному классу, у С.К.Бакулева, – со скрипачом В.П.Шубным, педагогом консерватории. Поступив в 1983 г. в Астраханскую консерваторию, Воронова попала в класс С.А.Егоровой, воспитанницы Ленинградской консерватории (в 1970-е она училась там же в ассистентуре-стажировке). Как вспоминает сама Алевтина Александровна, Зязина развивала ее эмоциональность, а Егорова – интеллект. Благодаря Светлане Александровне она полюбила играть полифоническую музыку и стала тщательно анализировать фортепианные произведения, добиваясь в их исполнении стилистического соответствия. Алевтина была целеустремленной студенткой и ответственно относилась к подготовке заданного, в том числе в классе камерного ансамбля М.А.Сидоровой (Бесценной) и концертмейстерской подготовки М.П.Крыловой. Она до сих пор помнит, как играла на государственных экзаменах, которые принимал народный артист России, профессор Саратовской консерватории А.М. Тараканов. Вот что она исполняла по специальности: Прелюдию и фугу ми мажор Шостаковича, Концерт до минор (1 ч.) Бетховена, Сонату фа-диез минор Брамса, «Ромео и Джульетту перед разлукой» Прокофьева; по концертмейстерскому классу: вокальную программу (Верди, Глазунов, Слонимский), с И.Маколовой; по камерному классу: Трио Танеева для фортепиано, скрипки и виолончели, с Е.Саулевич и Н.Ивановой.

Да! В дополнение к вышесказанному: личная жизнь Алевтины Александровны сложилась удачно. В 1993 г. она вышла замуж за кадрового офицера Юрия Максимовича Старинцева. В 2001 г. у них родился сын Максим. Закончив 9 классов лицея №1, Максим Старинцев продолжает учиться в Волго-Каспийском Морском рыбопромышленном колледже, занимается спортом, посещает выставки, спектакли в астраханских театрах, в том числе – оперы и балета. А чему он посвятит свою жизнь, покажет время.

«Непрерывный труд и минимум признания» – так кто-то сказал о концертмейстерской работе, без которой невозможна полноценная профессиональная подготовка молодых специалистов – певцов, инструменталистов, дирижеров. Давайте же поздравим Алевтину Александровну, которой сама жизнь поставила две пятерки, и сердечно поблагодарим ее за любовь и верность раз и навсегда избранной музыкантской профессии.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования АГК


  Версия для слабовидящих