Игорь Владимирович Калина

Осенью 2005 года, когда «Скиф» гастролировал в Махачкале, по приглашению Дагестанской государственной филармонии им. Татама Мурадова, один из своих благотворительных концертов наши музыканты дали для молодежи. Как всегда, программа была разнообразной: классика, фольклор, в том числе кавказские мотивы, джаз и даже рок-музыка. Правда, поначалу непоседливая публика особый интерес к происходящему на сцене не проявляла, хотя среди слушателей были в основном учащиеся музыкального училища и культпросветучилища. Ведущему концерт, Александру Бабушкину, пришлось обратиться к залу с репликой: «Молодые люди! Чтобы вынести ваши разговоры, нужно обладать большим чувством юмора». После этого «Скиф» начал играть «Контрабасиану» аргентинского композитора А.Пьяццоллы и буквально заворожил притихших ребят. А виртуозное соло Игоря Калины на балалайке-контрабас, не уступавшее откровениям лучших бас-гитаристов, победило скептически настроенную молодежь и перевернуло представление о русских народных инструментах как «второсортных». И это не удивительно. Игорь Калина, по мнению авторитетных музыкантов, является одним из лучших исполнителей на балалайке-контрабас в России. Недаром в 2004 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

         В своем профессиональном становлении И.В. Калина прошел все ступени музыкального образования: детскую музыкальную школу, училище и консерваторию. И хотя как балалаечник обучался исключительно в Астрахани, по своему рождению – сибиряк. Родился Игорь в 1959 году в Красноярске, где прошли первые десять лет его жизни. В детстве он не отличался крепким здоровьем, и врачи посоветовали родителям сменить суровый климат на более теплый. Благо, что мама Игоря, Алевтина Фёдоровна, была родом из астраханской Енотаевки (в Красноярске она работала по распределению, как выпускница Ростовского автодорожного вуза), и семья смогла переехать в Астраханскую область.

         В Енотаевке мама стала работать архитектором в райисполкоме, а отец, Владимир Александрович, устроился дежурным оператором на буровых вышках. В общеобразовательной школе, где Игорь заканчивал восьмилетку, директором был В.И. Воскобойников. Учитель по призванию, Владимир Иванович был кумиром для мальчишек: организовал в школе шахматный кружок, занимался с ребятами спортом. Игорь с удовольствием играл в шахматы и занимался боксом и борьбой. Но однажды к ним в класс пришел преподаватель музыкальной школы Александр Борисович Аксёнов, который набирал учеников в класс балалайки, и ему удалось сагитировать ребят, в их числе Игоря, заниматься музыкой. А мама одобрила желание сына учиться в музыкальной школе по классу балалайки.

         Закончив ДМШ за 4 года, Калина поступил в Астраханское музыкальное училище, где учился на балалайке в классе Александра Викторовича Ершова. Откровенно говоря, на балалайке Игорь занимался неохотно. Зато, играя в эстрадных ансамблях на танцплощадках, проявлял интерес к бас-гитаре. В этом его поддерживал старшекурсник Абрамович Борис, который учился как гитарист в классе М.А. Будинова. «Боря открыл мне глаза на многое. Мы вместе слушали записи наших и зарубежных ансамблей. Учились уму-разуму», – признается Игорь.

         Оторвавшись от родительского дома и окунувшись в самостоятельную городскую жизнь, Калина женился в 19 лет, а в 20 лет стал отцом. Сын Андрей родился, когда молодой папа заканчивал музыкальное училище, сдавая госэкзамены.

         Несмотря на бытовые и материальные трудности молодой семьи, Игорь продолжил учебу. Он поступил в Астраханскую консерваторию, в класс Б.М. Стуса, ведущего педагога по классу балалайки. А так как училищный преподаватель Калины также занимался у Бориса Михайловича, то в вузе Игорь осваивал ту же самую балалаечную школу. Но из всех специальных дисциплин ему больше всего нравился оркестровый класс. Студенческим оркестром в тот период руководил В.М. Махов, который сумел довести учебный народный оркестр до уровня профессионального коллектива. Нашему студенческому оркестру, под управлением Махова, высокую оценку давали выдающиеся специалисты в этой области. К примеру, Ю.Н. Шишаков, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор ГМПИ (РАМ) им Гнесиных, известный композитор, присутствуя в Астрахани на своем авторском концерте, сказал, что оркестр народных инструментов Астраханской консерватории – лучший среди вузовских.

         Консерваторию Игорь закончил в 1984 году, исполнив на выпускном экзамене сложную программу (в том числе Сонату для балалайки и фортепиано А.Кусякова). Он был готов и к преподавательской, и к исполнительской деятельности. Однако в трудное перестроечное время, перебиваясь скудными педагогическими заработками в детской музыкальной школе, Калина вынужден был оставить свою профессию и искать работу, чтобы обеспечивать своей семье материальный достаток (у него было уже двое детей, так как в 1987 родилась дочь Олеся).

         Сначала Игорь поступил учеником сварщика на судоремонтный завод, спустя год обогнал – по зарплате – профессоров: получал около 500 рублей в месяц (по тем временам – большие деньги). Но ведь работа газо-электросварщика – тяжелый физический труд, к тому же небезопасный для жизни. Однажды, при монтаже буровой установки на заводе «Красные Баррикады», Игоря сильно ударило током. Испытав шок, он долго не мог прийти в себя. Стало страшно: сам еще совсем молод, дети могут остаться сиротами. Этот эпизод стал последним в его заводской биографии. Игорь не смог себя заставить вновь приступить к работе. Не написал заявление об увольнении, не получил расчет, просто «ушел по-английски».

         К тому времени появились возможности для возвращения в свою профессию. В 1990 году на базе Астраханского отделения Фонда культуры был организован оркестр русских народных инструментов. Возглавили коллектив Е.С. Тейтельман и В.М. Махов. Вначале Игорь играл здесь на балалайке-альт, а через год пересел на бас-балалайку. В 1992 году оркестр, под руководством В.М. Махова, получил статус филармонического, и, таким образом, Игорь Калина стал артистом, а затем и солистом Русского оркестра Астраханской государственной филармонии.

         Именно тогда, в 1992 году, в его судьбе произошел крутой поворот. Для Игоря было большой удачей получить приглашение от преподавателей консерватории балалаечника Александра Мостыканова и баяниста Александра Бабушкина, известных музыкантов-исполнителей (тогда они играли дуэтом и являлись солистами филармонического оркестра), в создаваемый ими квартет народных инструментов. Причем, они предложили Калине играть на балалайке-контрабас. Затем в ансамбль влился студент консерватории Сергей Соколов, который также сменил здесь привычную для него домру малую на домру-альт. Летом 1992 года этот квартет, названный «Скиф», был принят в штат городского управления культуры (начальником управления культуры являлся Н.С. Терещенко) и вскоре стал лучшим творческим коллективом Астрахани.

         В «Скифе» Игорь начинал на традиционной трехструнной балалайке-контрабас. На таком инструменте он играл на Всероссийском конкурсе в Астрахани и Международном в Клингентале. На грани возможного, превозмогая боль в руке, он исполнял сложнейшую партию балалайки-контрабас в «Музыке скифов» астраханского композитора А.Блинова и поразил своим мастерством искушенную немецкую публику! Вместе с творческими успехами пришло и осознание своего нового исполнительского амплуа. Партии альтовой и басовой балалайки в русском оркестре, как правило, не требуют от исполнителя развитых технических навыков. Иное дело – камерный инструментальный ансамбль. Здесь каждый исполнитель – солист-виртуоз. Чтобы придать звучанию своего малоподвижного, «тяжелого» инструмента необходимое изящество, Калине пришлось много работать над качеством звука, присущим сольным исполнителям.

         В 1994 году «Скиф» гастролировал в Тверской области, в городе Бежецке, на родине В.В.Андреева, легендарного создателя Великорусского оркестра. Директор Бежецкого колледжа искусств Сергей Кислухин (кстати, выпускник Астраханской консерватории) предложил посмотреть музыкальные инструменты, заказанные им для местного народного оркестра. Там Игорь впервые увидел четырехструнную балалайку-контрабас. «Нет нужды говорить о моем восторге, ведь это было мечтой – соединить балалайку-контрабас с бас-гитарой!», – вспоминает Калина. Когда же он получил из Бежецка желанный инструмент, то начал экспериментировать с его устройством (подтачивал гриф, обрабатывал верхнюю деку, использовал подставки разнообразной конфигурации и толщины, а, уж, сколько кожи для медиаторов было использовано – не сосчитать). Это был долгий трудный процесс в поисках своего звука. Эти поиски не ограничивались лишь внесением изменений в конструкцию инструмента. Игорь изучает исполнительский опыт выдающихся бас-гитаристов. Он понимает, что освоение технических приемов игры на бас-гитаре поможет ему расширить исполнительские возможности балалайки-контрабас. При всей кажущейся очевидности этого творческого решения, его реализация оказалась делом очень трудным. При многих сходных чертах (строй, количество струн, их приблизительная длина) эти инструменты имеют разную природу. Бас-гитара – инструмент электронный, поэтому исполнитель может менять многие параметры аппаратурной настройки, которые помогают ему достигать нужного эффекта звучания, облегчают выполнение виртуозных штрихов. На балалайке-контрабас все это невозможно, и исполнителю приходится максимально оттачивать свое техническое мастерство. Такие, уже достаточно распространенные в среде бас-гитаристов приемы игры, как слэп, тэппинг, флажолетная техника, в практике балалаечников почти не встречаются. Однако Игорь Калина овладел этими приемами и успешно применяет их в своей исполнительской практике.

         В 1996 году «Скифы» гастролировали во Франции. Поездка состоялась по приглашению дирижера эльзасского оркестра аккордеонов Раймонда Кейта. И тогда же Кейт подарил нашим музыкантам ноты пьесы «Niсho» А.Пьяццоллы. Как вспоминает Игорь, они острословили по поводу русской транскрипции названия – «Ничё»: мол, «нечего играть», или «ничё, справимся». Но так или иначе, до них дошел слух, что знаменитый аргентинский композитор посвятил это сочинение своему другу-контрабасисту, которого звали Нихо (или Кихо). Поэтому, когда в Астрахани, у Махова, появился другой вариант этой пьесы, оркестр исполнял её с названием «Кихо». Предложив Игорю сыграть здесь контрабасовое соло, дирижер предоставил ему свободу творчества, чтобы переложить партию смычкового контрабаса для балалайки-контрабас. Естественно, простое переложение не могло решить исполнительских проблем. Такие приемы игры, как, например, глиссандо от верхней ноты к нижней, да еще на целый такт, или длительное пиццикато на мелких длительностях, на балалайке-контрабас представлялось, поначалу, неисполнимым. И тогда Калина предложил собственный вариант, аранжированный под «русский народный контрабас».

         Наверное, поэтому, когда Мостыканов инструментовал привезенную из Франции пьесу «Nicho» для «Скифа», он аранжировал ее вообще без контрабасовой каденции. Как признается Игорь, ему пришлось много потрудиться, прежде чем его контрабасовое соло было включено в эту пьесу. И даже пресловутое пиццикато у него стало получаться. Причем именно виртуозное соло Калины каждый раз приводило в восторг слушателей. Неслучайно в интерпретации «Скифа» пьеса получила название «Контрабасиана».

         На концерте, посвященном 50-летию И.В. Калины, в зале Астраханской филармонии, юбиляр вновь сразил публику «Контрабасианой». Это было его оригинальным ответом на поздравления. Как отзывается об этом концерте музыковед А.В. Свиридова, контрабасист «продемонстрировал поражающие слух звуковые эффекты, тембровые изыски, технические возможности балалайки-контрабаса. Невозможно охарактеризовать всю гамму художественных достоинств сочинения «короля нового танго» Пьяццоллы, а главное, вдохновенный процесс исполнения, утонченную музыкальность, гибкую нюансировку от пианиссимо до фортиссимо, великолепную техническую базу, артистизм, латиноамериканскую страсть. Браво, маэстро!».

         Но не только «Скиф» стал судьбой контрабасиста. Играя в квартете, Калина не порывает связи с оркестром народных инструментов. Кстати, именно здесь, в оркестре, он встретил свою «вторую половину» (к тому времени его первый брак уже распался) – Елену Серединцеву. Она училась в Астраханской консерватории на аккордеоне, занимаясь в классе профессора А.С.Бабушкина. По приглашению В.М. Махова, Елена стала играть в Русском оркестре филармонии на гуслях, а потом, являясь воспитанницей Вячеслава Михайловича по классу дирижирования, заняла в оркестре место второго дирижера.

         Несмотря на разницу в возрасте, взаимопонимание Игоря и Елены было настолько очевидным, что после знакомства они не могли жить друг без друга. А самой большой их радостью стало рождение сына Илюшеньки. Как говорится, Калина в свои зрелые годы пережил «вторую молодость», а Серединцевой, недавней выпускнице консерватории, пришлось «взрослеть не по годам»: в 2009 году она возглавила филармонический Русский оркестр имени своего создателя В.М. Махова (умер в 2008 г.).

         К сожалению, в наших консерваториях все еще нет узаконенного обучения по классу балалайки-контрабас, хотя интерес к этому инструменту сейчас значительно возрос. Несомненно, в Астраханской консерватории класс балалайки-контрабас мог бы вести заслуженный артист РФ И.В. Калина, который готов поделиться с молодежью своим богатым исполнительским опытом и доскональным знанием технических возможностей своего любимого инструмента.

Л.Н. Егоров,

профессор кафедры хорового дирижирования


  Версия для слабовидящих