Анжела Гасраталиевна Гасратова
Осенью 2003 года я по долгу службы находился в Астрахани, где проходил пленум астраханской композиторской организации. Концерты шли в прекрасном, как храм, большом зале Астраханской консерватории с высокими светлыми окнами и замечательной акустикой – здание было старинное.
Показывали хоровую, камерную, вокально-инструментальную музыку. Концертмейстером во многих исполняемых сочинениях была высокая светловолосая девушка. Я поймал себя на том, что больше всего мне нравится ее игра на рояле – яркая по звучанию, глубокая и техничная (обычно игра концертмейстера – как бы не главная, она часто прямолинейна). А исполнение ею сложнейшей драматической «Сонаты-токкаты» председателя астраханской организации композитора Александра Рындина меня просто покорило.
Я тут же предложил исполнить это сочинение в Москве, в концертах фестиваля «Музыка друзей» или «Московская музыкальная осень». Мне захотелось, чтобы эту пианистку узнали и в Москве. Каково же было мое удивление (и, признаюсь, радостное изумление!), когда я узнал, что пианистка эта – наша землячка, табасаранка Анжела Гасраталиевна Гасратова.
Я испытываю чувства глубокой благодарности и гордости за наших дагестанских пианисток – Рену Эфендиеву и Зарифу Абдуллаеву. И вот к ним прибавилась еще одна – новая замечательная исполнительница, «Дочь табасаранского народа» (как она подписалась в письме ко мне) – Анжела Гасратова.
Я узнал, что в 1983 году она окончила Дербентское музыкальное училище по классу фортепиано, и в 1984-1989 годах училась по той же специальности в Астраханской государственной консерватории у профессора М.Г. Иванова и была оставлена в консерватории концертмейстером. Одновременно она работала в Астраханском музыкальном театре, готовя к постановкам знаменитые оперы «Царская невеста», «Тоска», «Паяцы», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Риголетто», выступая с дирижерами из Москвы, Государственного академического Большого театра и с зарубежными дирижерами, такими как Питер Джакоби (США). Анжела также является концертмейстером мужского камерного хора областной филармонии, хора дирижерского факультета Астраханской консерватории, где звучат такие сложнейшие сочинения, как «Реквием» В.А. Моцарта.
Будучи концертмейстером, Анжела становится равноправным партнером в исполнении всех сочинений, а ее сольные выступления убеждают, что в ее лице мы имеем прекрасную пианистку – солистку с огромным и разнообразным репертуаром.
В 1999-2003 годы Анжела становится аспиранткой Астраханской консерватории по специальности «Камерный ансамбль» и получает квалификацию педагога высшей школы, артиста камерного ансамбля. Она обладательница Диплома лучшего концертмейстера на 1-м Всероссийском смотре-конкурсе дирижерского мастерства студентов музыкального училища, где председателем был сам знаменитый Николай Калинин. А затем она получила приглашение участвовать в качестве концертмейстера в XX Международном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки, где ее высокое мастерство музыканта-ансамблиста было отмечено буквально всеми.
Хочу заметить, что в свое время еще одна наша землячка – Аза Аминтаева – пользовалась мировой славой как концертмейстер-ансамблист, и все помнят (не меньше самого великого артиста) ее совместные выступления с Мстиславом Ростроповичем, а впоследствии – после его отъезда из СССР – выступления со знаменитой виолончелисткой Натальей Шаховской.
Анжелу Гасратову все любят, ценят в Астрахани, и я как ее земляк радуюсь и горжусь ее блистательным умением играть на рояле. Желаю ей столь же блистательных успехов в карьере и хочу, чтобы мои земляки знали, что в Астрахани живет и работает прекрасный музыкант, замечательная дочь табасаранского и всего дагестанского народа, пианистка Анжела Гасратова.
Великих успехов тебе, Анжела!
Чалаев Ширвани Рамазанович – российский композитор
Опубликованно (под названием «Замечательная пианистка, дочь табасаранского народа») в журнале «Дагестан» (Махачкала), 2004, №3 (12). – С.17.