Татьяна Евгеньевна Легенькая

Как-то, задумавшись, откуда пошло выражение «хороший человек – не профессия», в интернете нашла, что это вариация на фразу Ильфа и Петрова из фельетона «Любовь должна быть обоюдной» (опубликованного в 1934 г., в главной – партийной – газете «Правда»): «Любовь к советской власти – это не профессия». А в комментариях прочитала, что в музыкантской среде прижилась своя версия: «хороший человек – не профессия, на чем он играть умеет?». Так вот, если говорить о Т.Е. Легенькой (правильное произношение – без «ё» и с ударением на втором слоге), воспитаннице Астраханской консерватории по классу специального фортепиано, с многолетним опытом концертмейстерской и педагогической работы (от ДМШ до музыкального колледжа и вуза), то в ней гармонично сочетаются прекрасные человеческие качества и высокий профессионализм.

Чем старше становишься, тем больше соглашаешься, что «хорошим человеком надо родиться». Судьба Татьяны Евгеньевны – соответствует этой поговорке. В девичестве Ломова, она появилась на свет 21 сентября 1964 г. в советской семье, где общественное ставили выше личного: отец Евгений Федорович – видный партийный работник; мама Римма Николаевна – инженер на номерном заводе; младший брат, Валерий, являлся вторым секретарем Обкома ВЛКСМ, а в 90-е, став предпринимателем, многим помогал чем мог; дядя по отцу, Валерий Федорович, полковник ФСБ, прошедший через войну в Афганистане как консул провинции Герат, в 1970-е был первым секретарем Астраханского Обкома комсомола, а вторым, при нем, – Анатолий Петрович Гужвин, легендарный человек, почитаемый как первый губернатор Астраханской области.

О Ломовых, начиная с их деда – Федора Иосифовича Ломова, без вести пропавшего в 1942 г., в кровопролитном бою с фашистскими захватчиками, и бабушки, Прасковьи Павловны, пережившей Великую Отечественную войну и воспитавшей двух достойнейших сыновей, можно написать документальную повесть. Возможно, когда-нибудь так и сделает или сама Татьяна Евгеньевна, или ее сын – Александр Сергеевич Легенький, который пошел по стопам дяди, также выбрав профессию «Родину защищать», или его сынок Валера, внук Татьяны Евгеньевны (сейчас ему еще не исполнилось и пяти лет, но от компьютера его не «оторвать»).

Пусть этот небольшой рассказ о Татьяне Евгеньевне Легенькой, написанный к ее 55-летию, станет частицей повести о хороших людях, которых можно назвать также «солью земли астраханской».

Маленькая Танечка росла любознательной и общительной. В доме была огромная библиотека, и она с удовольствием рассматривала книжные иллюстрации, а научившись читать, могла целый день провести с занимательной книгой. Музыкальные способности у нее обнаружились рано, и отец, посоветовавшись с известным астраханским педагогом-пианистом Николаем Алексеевичем Токаревым (они были хорошо знакомы друг с другом), сказал, что дочке надо учиться в детской музыкальной школе, у Валентины Ивановны Ревенковой. Так и случилось. Семь лет она занималась в ДМШ №1, в одном фортепианном классе с Алей Вороновой и Ириной Гаврюхиной (в замужестве Алевтина Старинцева и Ирина Козак), потом они вместе продолжили учебу в музыкальном училище и консерватории и вместе начали работать в альма матер (дружат до сих пор).

В Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского Татьяна попала в класс к Т.С. Власовой (воспитаннице Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова). Татьяна Сергеевна высоко оценивала ее способности к обучению и приучала к целостному охвату исполняемого произведения и «оркестровому» звучанию фортепианной музыки, особенно композиторов-романтиков. Там же, в училище, Татьяна Ломова познакомилась со своим будущим мужем, Сергеем Легеньким, который учился в классе старейшего астраханского педагога Августы Михайловны Мышкиной (а заканчивал у Станислава Константиновича Бакулева, воспитанника Ленинградской консерватории). И еще в училищные годы целеустремленная девушка проявила лидерские качества, сочетая отличную учебу с общественной работой в качестве секретаря комитета комсомола фортепианного отделения.

Еще за полгода до поступления в Астраханскую консерваторию Татьяна решила, что, в случае зачисления в студенты, она напишет заявление – в класс Лейлы Манафовны Сулеймановой, игра которой, на концерте в честь 60-летия СССР (в декабре 1982 г.), понравилась Ломовой больше, чем выступления других педагогов кафедры специального фортепиано АГК. И ее мечта попасть в класс Л.М. Сулеймановой (пианистки и клавесинистки, воспитанницы Московской консерватории) осуществилась. Учеба в консерватории приносила пытливой студентке радость открытий новых технических и художественных возможностей фортепианного исполнительства. На занятиях по специальности, камерному и концертмейстерскому классам царило творчество! С благодарностью Татьяна Евгеньевна говорит о своих наставниках – Л.М. Сулеймановой, М.П. Крыловой, А.Ж. Кургановой, А.В. Колупаеве.

Удивительно, как ей хватало сил одновременно отлично учиться по всем предметам и успешно справляться с обязанностями секретаря комитета комсомола консерватории (за это ее выдвинули кандидатом, а потом избрали и утвердили членом КПСС). К тому же в студенческие годы она вышла замуж за Сергея Легенького (тогда тоже студента, но лечебного факультета Астраханского медицинского института им. А.В. Луначарского) и родила сына Сашу (причем, не брала академический отпуск: растить малыша ей помогала мама).

В 1988 г., по окончании консерватории, Т.Е. Легенькая была оставлена здесь же освобожденным секретарем комитета комсомола и концертмейстером. Как члену КПСС в Астрахани ей был открыт путь наверх (она входила в номенклатуру Обкома партии). Но когда Сергей Легенький в 1990-м закончил мединститут и получил направление в Тамбов, она предпочла поехать вслед за мужем. Татьяна Евгеньевна вспоминает, как ей трудно было устроиться на новом месте. Директор музыкального училища им. С.В. Рахманинова познакомился с ее биографией и не взял на преподавательскую и концертмейстерскую работу, хотя знал, что Астраханская консерватория готовит высококвалифицированных специалистов, ведь в то время в Тамбовском музучилище преподавали такие замечательные выпускники АГК, как Лариса Сухова (она была завучем по учебной работе), Наталья Климова, Людмила и Александр Лавриненко. Правда, он все же предложил Татьяне Легенькой вакантную должность – лаборанта кабинета звукозаписи, думая, что она посчитает это оскорблением для себя. Но она согласилась. А что было делать, если молодая семья в Тамбове должна была снимать квартиру и самостоятельно обеспечивать свой быт. Через год Сергей закончил ординатуру и был оставлен врачом в областной психиатрической больнице. А Татьяну взяли в ДШИ №4 – концертмейстером на хореографическое отделение и преподавателем по классу фортепиано. Работала она увлеченно и результативно. Одну из своих учениц, Тамару Узлову, подготовила к участию в конкурсе молодых пианистов им. Д.Б. Кабалевского, который ежегодно проводился в Куйбышеве (Самаре). По тем временам это был престижный конкурс, многочисленные участники которого съезжались отовсюду, в том числе из Москвы. Поэтому даже выступление на первом туре считалось достижением в обучении юных пианистов. Как вспоминает Татьяна Евгеньевна, она и сама как учащаяся Астраханского музыкального училища участвовала в этом конкурсе (ездила вместе с однокурсницей Ирой Гаврюхиной), и Сергей Легенький там тоже сыграл два тура, но только Нина Ардаширова прошла все три тура и получила III место (она училась в классе Н.А. Токарева).

Надо сказать, жизнь семьи Легеньких в Тамбове постепенно налаживалась. Энергичный директор ДШИ, где работала Татьяна Евгеньевна, смог так поставить учебно-воспитательный процесс в школе, что на ее базе сформировался колледж искусств (а музыкальное училище им. Рахманинова со временем приобрело статус высшего учебного заведения). В 1994 г. Т.Е. Легенькой как перспективному педагогу-методисту было предложено место заведующей по методической и воспитательной работе колледжа. Конечно, с этим она могла вполне справиться. Но в августе того же года пришло известие из Астрахани о смерти свекра, и Легенькие возвратились в родной город. К этому подтолкнуло то, что Сашенька подрос, и пришла пора определиться со школой. В Астрахани же они могли проживать в большой родительской квартире мужа, в доме рядом с общеобразовательной школой.

«Я пришла в консерваторию в конце октября 1994 года, когда уже начались занятия. Ректор Георгий Илларионович Славников, который знал меня еще как студентку и комсомольского вожака, внимательно выслушал мою просьбу и с ноября принял концертмейстером. Все тогда выживали, как могли, месяцами задерживали маленькую зарплату. Но в консерватории сохранялась творческая атмосфера и были душевные отношения в коллективе, основу которого составлял великолепный педагогический состав вуза», – вспоминает Татьяна Евгеньевна.

А работала она сначала в классах духовых инструментов, а потом и на кафедре хорового дирижирования. Для меня как педагога по дирижированию было большой удачей сотрудничать с таким концертмейстером, который имел опыт работы в инструментальных классах, потому что в произведениях с сопровождением она играла по-оркестровому, со знанием штрихов и особенностей звукоизвлечения на различных инструментах. Татьяна Евгеньевна всегда вносила в работу со студентами заинтересованность в их профессиональном развитии и никогда не отказывалась поиграть во внеучебное время, особенно если это касалось подготовки к конкурсным выступлениям. К примеру, в 2011 г. впервые проводился Всероссийский музыкальный конкурс, в номинации «Дирижирование хором», первый тур которого состоялся в Краснодаре. Для участия в этом сложном конкурсе (на равных выступали конкурсанты от 18 до 30 лет) мы готовили 9 студентов, а на конкурс поехали 5 лучших. По условиям первого тура, обязательным было дирижирование второй и третьей частей из кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева. Нашим конкурсантам партию оркестра играла концертмейстер студенческого хора Анжела Гасраталиевна Гасратова, а хоровую партитуру – Татьяна Евгеньевна Легенькая. Со своей задачей обе справились на высоком профессиональном уровне. И тем самым вдохновили наших студентов на достойное выступление (хотя во второй тур тогда прошла лишь конкурсантка из Дагестана, которая, закончив Ростовскую консерваторию им. С.В. Рахманинова по двум специальностям – хоровое и оперно-симфоническое дирижирование, уже работала дирижером в Республиканском музыкальном театре).

Кроме основной работы в консерватории, Т.Е. Легенькая много сил вкладывала в музыкальное образование и воспитание детей. В ДШИ №11, причем на хореографическое отделение, ее пригласила директор Г.Э. Кайдалова, а в ДШИ №3 (ныне им. М.П. Максаковой) – концертмейстером и преподавателем – директор А.В. Смиховская (потом Алла Васильевна станет директором колледжа культуры и искусств и пригласит Т.Е. Легенькую туда на работу).

В 2000-е Татьяна Евгеньевна постоянно выступала как концертмейстер с одаренными детьми на различных конкурсах, выезжала с ними в Воронеж (с домристкой Людмилой Бычковой, лауреатом 1 степени), Иваново (с сестрами Людмилой и Ольгой Бычковой, лауреатами 2 степени), Волгоград и Москву (с кларнетистом Антоном Смиховским, лауреатом 3 степени); многократно играла с детьми на конкурсе «Звездочки Юга России» в Астрахани (лауреатами являлись кларнетист Антон Смиховский, балалаечники Дмитрий Пиченикин, Семен Мельников, Данил Котельников, Никита Роньжин, Тимур Искаков). Нельзя не вспомнить и о том, что Татьяна Евгеньевна как концертмейстер консерватории выступала со студентами-тромбонистами (класс В.В. Михайличенко) на Региональном смотре исполнительского мастерства студентов-исполнителей на духовых и ударных инструментах, а с домристкой Людмилой Бычковой (класс профессора А.В. Мостыканова) – на «Дельфийских играх» в Ярославле.

Кроме выступлений с учащимися и студентами-инструменталистами, Т.Е. Легенькая зарекомендовала себя как прекрасный концертмейстер хора, сотрудничая в ДШИ №3 с руководителем хоровых коллективов И.А. Котюжанской. А в фортепианном дуэте с концертмейстером хора консерватории А.Г. Гасратовой участвовала в выступлении студенческого хора в программе Международного фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» (дирижер Л.П. Власенко, 2009 г.) и юбилейном вечере, посвященном 80-летию со дня рождения заслуженного артиста РФ, профессора С.Е. Комякова (дирижер Т.В. Рекичинская, 2015 г.).

Но когда осенью 2015 г., успешно проработав в Астраханской консерватории более 20 лет, Т.Е. Легенькая ушла в колледж культуры и искусств (увы, нелегкий творческий труд концертмейстера высшей школы оплачивается пока невысоко, а в колледже ей предложили не только играть в классе по специальности «Искусство балета», но и педагогические часы по фортепиано, а также классное руководство хореографическим отделением), – не только педагоги и коллеги Татьяны Евгеньевны по концертмейстерскому цеху, но и студенты классов, в которых она являлась концертмейстером, искренне сожалели, что расстались с таким … хорошим человеком.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования АГК

 


  Версия для слабовидящих