Яковлева Маргарита Жозефовна
ЯКОВЛЕВА МАРГАРИТА ЖОЗЕФОВНА
Из выпускников-пианистов Астраханской консерватории 1980-1990 годов, оставшихся в альма матер в качестве концертмейстеров и проработавших здесь свыше четверти века, причем на одной и той же кафедре, сейчас можно назвать лишь несколько человек, и среди них – Маргариту Яковлеву, бессменного концертмейстера кафедры струнных инструментов с 1991 года. Надо сказать, что в том самом году она еще училась в консерватории, занимаясь в классе специального фортепиано у профессора М.Б. Юдкевич, а по камерному и концертмейстерскому классам у воспитанниц Марины Борисовны – М.А. Бесценной и Н.Ю. Петровой. Но и до поступления в консерваторию, обучаясь в Астраханском музыкальном училище, у Н.А. Красильниковой, Маргарита работала концертмейстером в Детско-юношеской школе олимпийского резерва им. Л. Тихомировой.
Мое сотрудничество с М.Ж. Яковлевой началось в 2003 году: в связи с отъездом из Астрахани профессора по классу скрипки Р.Л. Леонидова, весь его класс, вместе с концертмейстером, перешел ко мне. Поскольку к этому времени я преподавала в Астраханской консерватории уже 10 лет, то хорошо знала, как играет Маргарита Жозефовна в ансамбле со струнниками – не только скрипачами, но и альтистами, виолончелистами и контрабасистами (в разные периоды она работала во всех классах струнного отделения). Получив великолепную фортепианную школу и имея большой концертмейстерский опыт, Маргарита Жозефовна стала моей помощницей в обучении и воспитании студентов. Ценю ее умение слушать и сопереживать исполняемое вместе с солистом, вытачивать детали музыкальной фактуры и охватывать целостную музыкальную форму, а еще тонко выстраивать баланс в совместном звучании скрипки и фортепиано. Кроме того, она обладает редким качеством положительного психологического воздействия (без слов) на студентов, разволновавшихся перед выступлением на публике. Они так и говорят: «С Маргаритой Жозефовной мы чувствуем себя спокойнее на сцене».
Признаюсь, что несмотря на нашу разницу в возрасте, я вижу в ней мудрого человека, с которым можно посоветоваться по разным вопросам. Она отличается широким кругозором и прекрасным воспитанием, тонко чувствуя настроение собеседника. Однажды мы с ней разговорились, и я поинтересовалась ее родословной. Оказалось, что Маргарита Жозефовна происходит из музыкальной семьи. Вот что она рассказала:
«Мой дедушка, Евлампий Яковлевич Тимухин, в конце 1920- начале 1930-х годов учился в Ленинградской консерватории, в вокальном классе известной певицы, профессора Марии Исааковны Бриан (Шмаргонер). “Живите так, чтоб в каждом дне, часе, и мгновеньи таился б вечный смысл, дающий право жить. Вперёд, к завоеванию искусства”, – такой автограф она оставила на своей фотокарточке, подаренной ученику – моему деду. Он отлично усвоил уроки ее мастерства в области оперного и камерного пения, но, уехав из Ленинграда, по состоянию здоровья, заканчивал Одесскую консерваторию. Когда ему было 25 лет, в родном Свердловске ему посчастливилось петь в одном спектакле с Леонидом Витальевичем Собиновым (Собинов – Ленский, Тимухин – Трике) – во время поездки великого певца по Уралу. Судьба сложилась так, что в 1937 году мой дед был направлен на работу в Элисту, где играл в Русском драматическом театре. Там он встретился со своей будущей женой – пианисткой Ольгой Аветовной Зурабовой, ставшей его концертмейстером (интересно, что она закончила Астраханский музыкальный техникум у С.Г. Домерщиковой, учившейся в 1890-е годы в Московской консерватории). В Элисте супруги преподавали музыкальные дисциплины в открывшемся там техникуме искусств. Среди преподавателей техникума были известные личности, как фольклорист Тритуз, режиссеры – братья Белоярцевы. Когда в 1945 году один из Белоярцевых стал руководителем созданного в Астрахани рыбацкого ансамбля песни и танца (позднее названного «Моряной»), мои дед и бабушка стали работать в этом профессиональном коллективе. Их дочь, моя мама, Марина Евлампиевна Тимухина (Даниелян), в 1960 году закончила Астраханское музыкальное училище, по классу хорового дирижирования у Елены Давыдовны Коробцовой (учившейся в Одесской консерватории), и более сорока лет преподавала музыку и смежные предметы в педагогическом училище имени Крупской. Вот и я пошла по ее пути, закончив сначала ДМШ №1, обучаясь по фортепиано в классе Галины Михайловны Парышевой, потом – музыкальное училище, занимаясь у Нины Алексеевны Красильниковой, и консерваторию, где моими главными учителями были такие мастера фортепианного искусства, как Марина Борисовна Юдкевич, Марина Александровна Бесценная и Наталья Юрьевна Петрова».
Кроме работы в классе и выступлений со студентами на экзаменах. академических концертах и конкурсах в различных городах страны, Маргарита Жозефовна успешно занимается исполнительской деятельностью. Ее великолепный дуэт со скрипачкой Эльмирой Такаевой не только радует астраханскую публику классическими шедеврами, но и приобщает слушателей к восприятию современной музыки. В 2010 году они сыграли на Международном конкурсе камерных ансамблей в Волгограде и заняли там 1 место. Эльмира Такаева, концертмейстер Камерного оркестра Астраханской филармонии, преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского – темпераментная скрипачка с артистической харизмой. И Маргарита Яковлева – пианистка, игра которой отличается уравновешенностью чувств и разума. Прекрасный творческий тандем! Недаром, когда в Астрахань приехал Максим Федотов, и они участвовали в его мастер-классе с Первой сонатой Брамса для скрипки и фортепиано, в присутствии взыскательной аудитории из педагогов и студентов консерватории и музыкального колледжа, маэстро был так увлечен процессом работы над камерным ансамблем, что при встрече на следующий день захотел еще раз послушать Брамса в их исполнении.
А сколько программ Маргарита Яковлева как пианистка и клавесинистка сыграла в ансамбле со скрипачом и альтистом Владимиром Шмуленсоном! Их творческое содружество началось еще с того времени, когда Владимир преподавал в Астраханской консерватории (которую закончил в классе скрипачки Божьей милостью Натальи Дашевской), а Маргарита, будучи студенткой, начала работать у него в классе концертмейстером. Шмуленсон давно уже проживает и работает в Израиле, но приезжая в Астрахань с мастер-классами и концертами, в качестве концертмейстера предпочитает именно Яковлеву, высоко оценивая ее профессионализм и замечательные человеческие качества. Примечательно, что в концертах Владимира Шмуленсона с прославленным квартетом народных инструментов «Скиф», в составе которого – три заслуженных артиста России и лауреат Всероссийского и международных конкурсов (руководитель – заслуженный артист и заслуженный деятель искусств РФ Александр Мостыканов), партию клавесина также исполняет Маргарита Яковлева.
Вот и сейчас, в концерте «Барокко. Сближение эпох», посвященном 50-летию родной консерватории, она как клавесинистка выйдет на сцену малого зала консерватории, чтобы исполнить вместе с Эльмирой Такаевой (скрипка) и Татьяной Мазаевой (виолончель) инструментальные трио Д. Скарлатти, Д.-Б. Саммартини, Ф. Верачини, Ж.-Б. Сенайе. Прекрасное музыкальное приношение юбилею альма матер!
И.А. Барабанова,
профессор кафедры струнных инструментов АГК