Лужан Виталий Борисович

Ровесник консерватории

         С Виталием Лужаном я знаком уже 20 лет. Вместе мы работали в камерном хоре «Лик» и в хоре консерватории. Есть что вспомнить, оглянувшись назад. Эта статья о прекрасном музыканте, очень немногословном, когда речь заходит о нем самом.

         Первоначальное музыкальное образование он получил как скрипач – с шестилетнего возраста Виталий учился в музыкальной школе №1 г. Грозного в классе Степана Егишевича Казикянца; кстати, он же являлся и первым педагогом его старшего брата – Анатолия Викторовича Неутратова, которого – увы! – уже нет с нами. Затем, в 1985 году, он поступил в Грозненское музыкальное училище в класс Ирины Аведиковны Барабановой, а во время учебы и в школе, и в музыкальном училище часто принимал участие в различных региональных и всероссийских конкурсах. В мае 1986 года Виталий впервые приехал в Астрахань на Всероссийский конкурс и оказался в числе дипломантов среди учащихся 1-2 курса.

         В конце второго курса музыкального училища Виталию поступило предложение стать певцом камерного хора (руководитель Лисицкий). У него оказался очень редкий голос для такого молодого возраста – бас-октава. В хоре пели в основном студенты хорового отделения музыкального училища. Общение с хоровой музыкой и хоровиками повлияло на взгляды Виталия и оказало влияние на будущую профессию. Судьбоносную же роль в его жизни сыграл выдающийся хоровой музыкант – профессор Сергей Евгеньевич Комяков, ведь это именно он был председателем ГЭК в Грозном, когда Лужан там заканчивал училище по классу скрипки. Сергей Евгеньевич предложил Виталию поступать по специальности хоровое дирижирование в Астраханскую консерваторию. Лужан учился у Виктора Михайловича Егорова, прекрасного музыканта; вместе с тем, на его профессиональное становление существенно повлияло постоянное общение с заведующей кафедрой хорового дирижирования Любовью Павловной Власенко и руководителем студенческого хора Сергеем Евгеньевичем Комяковым. В тот период хор консерватории исполнял обширный классический репертуар, выступая не только в Астрахани, но и далеко за ее пределами. Так, незаметно для самого себя, Виталий и стал высококвалифицированным хоровым певцом.

         На первом курсе в консерватории Лужана, конечно, тянуло к скрипачам, но постепенно он стал больше увлекаться хоровой музыкой. Ему запомнилось отношение студентов старших курсов к младшим. Они были друзьями, но, когда это требовалось (на репетиции хора или вне учебы), могли и поругать.

         В марте 1990 года состоялась поездка студенческого хора Астраханской консерватории во Владикавказ. Там было дано два концерта: в зале музыкального училища и на Северо-Осетинском телевидении. Поездка очень понравилась (Виталий до этого не раз бывал в этом городе). Хор исполнил – впервые в Орджоникидзе, а потом уже в Астрахани – «Литургию» Чайковского, и Сергей Евгеньевич специально добавлял октаву в некоторые окончания номеров; звучало превосходно, и в этом, несомненно, была заслуга Виталия. В июне 1993 года хор побывал в Троице-Сергиевой лавре. Концерт состоялся в храме Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии ректора семинарии и академии епископа Филарета (бывшего архиерея Астраханской епархии) и прославленного регента Хора Троице-Сергиевой лавры отца Матфея (Мормыля). От увиденного и услышанного там, в сердце русского православия, астраханские студенты получили неизгладимое впечатление.

         А вот артистом камерного хора «Лик», созданного С.Е. Комяковым и Л.П. Власенко, Виталий стал еще будучи студентом консерватории. За 16-летнюю историю этого уникального коллектива поменялось много артистов: кто-то заканчивал консерваторию и уезжал домой, кто-то прекращал работу по другим причинам, но Лужан был его постоянным участником и всегда работал с полной отдачей и на репетициях, и на концертах. Нельзя не упомянуть о ещё одном виде деятельности Виталия Борисовича: работе в храмах. Впервые это произошло еще в 1989 году, когда он пришел певчим в собор Покрова Пресвятой Богородицы – это были первые его шаги в непростой клиросной деятельности. Однако через два месяца Виталию пришлось оставить эту работу, так как было очень тяжело совмещать ее с учебой. Но вот в июне 1990 года его пригласил о. Николай (Бгашев) к себе в храм, на старом кладбище, поработать певчим под управлением регента – выпускника нашей консерватории Константина Кочеткова. На тот момент там работали многие консерваторцы, и это очень помогало Виталию войти в новый для него мир – «Мир служения Господу». Постепенно Виталия заинтересовал ход службы, и он начал учить порядок богослужения, Осьмогласник, другие служебные церковные книги, а также основные песнопения – то есть все то, что необходимо профессиональному певчему.  

         В июне 1992 года открылся Успенский Собор в Астраханском кремле, и Виталия пригласили работать туда. В октябре того же года наш город посетил патриарх Всея Руси Алексий II, и это было незабываемо. Лужан познакомился с хором семинаристов и их регентом о. Никифором, и во второй приезд патриарха Алексия II (2002 год) он уже пел литургию с этим хором в Казанском соборе.

         В 1995 году настоятель Покровского собора о. Михаил (Пристая) предложил Виталию Борисовичу, певчему этого храма, стать регентом. На первых порах Виталий опасался этой должности, зная, насколько это ответственно. Однако, работая в различных православных храмах с разными регентами, он невольно усваивал приемы руководства церковным хором, и его знания обихода и порядка Богослужений очень пригодились в Покровском соборе. И хотя архиерейским регентом он являлся лишь непродолжительное время, поскольку не расставался с работой в светских хорах, оставаясь церковным певчим, Лужан может в любой момент встать за регентский пульт и управлять клиросным хором с любого момента Богослужения. Так, в настоящее время он совмещает основную певческую деятельность в Камерном хоре Астраханской филармонии с работой в Успенском кафедральном соборе, являясь певчим в мужском и смешанном хорах, а также субрегентом в смешанном архиерейском хоре.

         Интересная, творческая работа всегда требует огромной отдачи и душевных, и физических сил. Ведь практически сразу после окончания консерватории Виталий стал работать концертмейстером в студенческом хоре, где активно помогает молодежи на репетициях хора и хоровых концертах.

В 1993 году Виктор Евгеньевич Комяков собрал мужской хор в Астраханской филармонии. Хор состоял из студентов консерватории и мастеров вокального пения: Олега Гольдеса, Владимира Провоторова, Василия Снимщикова. Было исполнено несколько программ – «Пасхалия», «Рождество»; но этот хор просуществовал недолго, всего полтора года. А в 2002 году в мужской хор филармонии его руководитель Леонид Николаевич Егоров пригласил Виталия в качестве хормейстера. Было исполнено много различных программ (с участием ОРНИ, камерного оркестра), были и гастроли: в 2004 году мужской хор выступал в Москве, в усадьбе князя Голицына; в 2008 году – в фестивале «Невские хоровые ассамблеи», где была исполнена «Литургия» А. Алябьева – в зале Санкт-Петербургской капеллы и в Софрониевском соборе.

         Создание Камерного хора филармонии стало ярким событием в культурной жизни Астрахани и области. В 2010 году супруге Виталия Борисовича, Татьяне Владимировне Рекичинской, поступило предложение от директора филармонии Валентины Владимировны Черняковой и художественного руководителя, народной артистки России Наталии Кимовны Тарасовой создать в филармонии смешанный хор. И вот с октября того же года камерный хор Астраханской филармонии начал свою интенсивную концертную деятельность. Коллектив исполняет самую разнообразную музыку, в том числе – сложные сочинения современных авторов. В 2013 году хор стал лауреатом Международного конкурса «Могутны Божа» (Могилев, Беларусь). А в 2016 году Камерный хор стал лауреатом Международного конкурса духовной музыки в городе Хайновка (Польша).

Интересно, что Виталий поддерживает постоянный контакт с композиторами. Освоив компьютерный набор нот, он часто выполнял заказы Юрия Гонцова, Александра Блинова и автора этого очерка. Кроме того, Лужан осуществил компьютерную верстку книги Гонцова о современной нотной графике. Многие педагоги и студенты консерватории обращаются к Виталию с просьбой о текстовом и нотном наборе, редактировании и брошюрировании своих научных работ. Все это он делает очень тщательно и аккуратно. В качестве образца его компьютерного набора можно привести подготовленный им к изданию сборник произведений молодых композиторов Астрахани, а также буклет Десятого Международного фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани в 2011 году.

Скажу, что мои хоровые сочинения (начиная с цикла «Три хора на стихи Пушкина») я всегда писал, ориентируясь на возможность использования низких басовых нот, то есть конкретно на баса-октависта Лужана. Эти ноты есть во всех моих произведениях, особенно духовных: «Всенощное бдение», «Три духовных песнопения», «Три литургических песнопения для мужского хора» и многих других.

         Виталий знаком со многими иногородними хоровиками; однако у него, обладателя уникального голоса, никогда не возникало желания уехать из Астрахани навсегда в другое место.

Когда в 2014 году Виталий Борисович и Татьяна Владимировна были на симпозиуме в Санкт-Петербурге, они познакомились с дирижерами из других городов и начали поддерживать с ними связь. Лев Накаряков из Ижевска делится с хором своими обработками, иногда пишет на заказ. Иван Стольников из Нижнего Новгорода приглашал хор филармонии на Рождественский хоровой собор в 2017 году, где коллектив выступил в соборе Александра Невского – в рамках хорового фестиваля. Был также сольный концерт в актовом зале ННГУ им. Н.И. Лобачевского и в Большом концертном зале музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в Саранске. И уже постоянным стало участие нашего Камерного хора в ежегодном Международном фестивале хоровой музыки а cappella в Москве.

А что же Астрахань? Уже давно наш город стал для Лужана второй родиной. Как считает сам Виталий, «если все уедут в Москву, Санкт-Петербург, то кто же останется в провинции?».

Здесь Виталий, мне кажется, не совсем точно определил статус Астрахани, ведь наш город – благодаря наличию в нем консерватории – является крупным культурным центром. А Камерный хор филармонии – одно из украшений Астрахани. И немалую роль в этом играет замечательный музыкант, выпускник и ровесник Астраханской государственной консерватории – Виталий Лужан.

 

Александр Рындин,

преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского,

композитор, музыковед, выпускник АГК

 


  Версия для слабовидящих