Дирижирование
Дисциплина |
ФИО педагога
|
Уровень образования Образовательная программа |
Курс |
Философия науки и искусства |
Соболева Е.А. |
Магистратура. Дирижирование академическим хором |
1 |
Тема: Эпистемология искусства Гегеля Содержание темы: Методологические основы «Лекций по эстетике» Г. Гегеля. Способы и специфика научного анализа искусства, определение искусствоведческого измерения, обоснование деления эстетики на три основные части, понятие прекрасного как предпосылка анализа искусства, анализ отношения понятия искусства с формой его воплощения в идеале красоты, теория художественных форм, реализация этих форм в определенном чувственном материале (система отдельных искусств). О применимости категорий гегелевской философии искусства к анализу современного искусства. Литература: Основная: 1. Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие / 3-е изд., испр. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 559 с. Дополнительная: 1. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике. М.; ИП Сирота [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=617128&p=1 (Последнее обращение 15.03.2020) 2. Гете И. В.. Фауст (пер. Н. Холодковского). [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust_holod.txt (Последнее обращение 15.03.2020). Чтение и анализ источника Гегель Г.Ф. «Лекции по эстетике» Темы эссе: 1. Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» 2. Мефистофель и Фауст 3. Сюжет трагедии Гёте «Фауст» 4. Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» 5. Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете 6. Характеристика образа Фауста 7. Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» 8. Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» 9. Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» 10. Образы главных героев трагедии «Фауст» 11. Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста 12. Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» 13. Общий смысл трагедии «Фауст» 14. Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека 15. Характеристика образа Вагнера 16. Характеристика образа Елены 17. Характеристика образа Маргариты 18. Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте 19. Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля 20. Философский смысл образа Фауста Тема: Метафизические основания философии искусства А. Шопенгауэра Содержание темы: Роль кантовской, платоновской и древнеиндийской традиций в становлении философской системы А. Шопенгауэра. Ступени объективации воли, ее проявления в окружающем мире и человеке. Ступени самоуничтожения воли: освобождение через искусство, аскеза и раскрепощение. Построение системы классификации искусства на основе различных этапов объективации воли. Искусство — путь преодоления воли, «утешение» искусством и особое значение музыки, враждебность «толпы» к прекрасному и гений как «безвольный» человек. Литература: Основная: Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие / 3-е изд., испр. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 559 с. Дополнительная: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml (Последнее обращение 15.03.2020). Чтение и анализ источника: Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление» Задание: Посмотреть и проанализировать кинофильм А. Тарковского «Андрей Рублёв» (1966). Найти взаимосвязь основных идей фильма с философией Шопенгауэра. Тема: Феноменологический анализ искусства Содержание темы: Эстетическая концепция Р. Ингардена: кантианская традиция в анализе искусства, исследование многослойной структуры литературного произведения, распространение подхода к литературному произведению как многослойному образованию на другие виды искусства. Эстетика Н. Гартмана: феноменологический анализ структуры произведения искусства, особенностей художественной формы и эстетического восприятия. Эстетическая теория М. Дюфрена: источники, сущность и назначение искусства и эстетического опыта, особенности эстетического объекта, структура эстетического восприятия, проблемы художника и художественного творчества. Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти: об искусстве как аналоге подлинной философии, о взаимоотношении литературы и философии, философии и искусства кино; художественная литература и живопись — виды искусства, наиболее соответствующие феноменологическому освоению мира; основные ориентиры объяснения характера и специфики творчества П. Сезанна. Литература: Основная: Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие / 3-е изд., испр. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 559 с. Дополнительная: 1. Басманова Л. Н. Об эстетическом предмете в архитектуре в работах Р. Ингардена и Н. Гартмана //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/gumanitarnye-sotsialno-ekonomicheskie-i-obschestvennye-nauki?i=1050409 (Последнее обращение 15.03.2020). 2.Золотухина-Аболина Е.А. Предисловие к публикации перевода введения к книге Микеля Дюфрена «Феноменология эстетического опыта» //Феноменологические исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/horizon-fenomenologicheskie-issledovaniya?i=1044647 (Последнее обращение 15.03.2020). 3. Реутов А. С. Визуальная феноменология М. Мерло-Понти //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizulnaya-fenomenologiya-m-merlo-ponti (Последнее обращение 15.03.2020). Темы контрольных работ: Эстетическая концепция Р. Ингардена Эстетика Н. Гартмана Эстетическая теория М. Дюфрена Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти Творчество П. Сезанна Задание Эссе на тему: Философия творчества П. Сезанна (дать ответ на вопрос – иллюстрацией к концепции искусства какого философа могло бы стать творчество П. Сезана) Тема: Философия искусства М. Хайдеггера Содержание темы: Проблемы генезиса и сущности искусства в онтологии М. Хайдеггера: специфика анализа искусства; понимание природы художественного творчества; о сущности художественного произведения; концепция языка как поэтического мышления; герменевтическое определение эстетической сущности искусства; поэтический язык как язык бытия; метод интерпретации поэтических текстов; толкования стихотворений Ф. Гельдерлина, Р.М. Рильке, С. Георге, Г. Тракля Литература: Основная: Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие / 3-е изд., испр. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 559 с. Дополнительная: Хайдеггер М. Искусство и пространство [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=273806&p=1 (Последнее обращение 15.03.2020). Чтение и анализ источника: Хайдеггер М. «Искусство и пространство» Задание: Посмотреть и проанализировать кинофильм Р. Гарсиа «Таинственный Альбер Ноббс» Какие проблемы, поднятые автором фильма, созвучны идеям экзистенциальной философии? Требования к выполнению контрольных работ по дисциплине «Философия науки и искусства» см.: https://drive.google.com/open?id=1OFRpAPVKPRrliu1Z-BtLp0PPQdVgeQg_ Рекомендации к выполнению анализа источников: см. https://drive.google.com/open?id=1uIXbC0ww9xeCaRufNfVyRdA3_fDOTaAL Обратная связь: |
Дисциплина |
ФИО педагога
|
Уровень образования Образовательная программа |
Курс |
Основы государственной культурной политике РФ |
Борисова Е.Б. |
Магистратура. Дирижирование академическим хором |
1 |
ТЕМА 2.1. Государство как механизм управления культурной политикой. Содержание: Государственная культурная политика как один из ресурсов экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Современная система управления процессами культурного развития: структура и содержание. Полномочия, функции и формы деятельности административных структур в современной системе управления сферой культуры. Вопросы для самостоятельной проверки знаний: 1. Дайте определение понятию « культурная политика». 2. Каковы особенности культурной политики в демократическом обществе? 3. Перечислите функции культурной политики государства. 4. Охарактеризуйте сферу культуры, ее структуру. 5. Опишите механизм управления культурной политикой в РФ. 6. . Как осуществляется взаимосвязь федерального, регионального и муниципального уровней культурной политики? Задание: Используя рекомендованную литературу, подготовить конспекты с ответами на поставленные вопросы (не более 1 страницы на каждый ответ). Основная учебная литература:
2. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. – М., 2001. Раздел 1, темы 4,5. ТЕМА 2.2. Субъекты и инфраструктура управления культурной политики Содержание: Субъекты и объекты государственной культурной политики. Институты культурной жизни и их роль в выработке, обеспечении и реализации достижения целей государственной культурной политики. Профессиональные сообщества, творческие объединения и общественные организации в современной системе управления сферой культуры. Вопросы для самостоятельной проверки знаний: 1. Охарактеризуйте многосубъектность культурной политики в России. 2. В чем специфика общества как субъекта культурной политики? 3. Дайте определение субкультуре. Какова роль субкультур в культурной жизни общества? 4. Опишите значение государства как субъекта культурной политики. 5. Перечислите институты культуры, к которым государство проявляет особый интерес. 6. Как осуществляется информационное обеспечение культуры? Задание: Подготовить краткие ответами на поставленные вопросы (не более 1 страницы на каждый вопрос). Основная учебная литература:
4. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. – М., 2001. Раздел 1, темы 6,10. ТЕМА 3. Законодательные основы государственной политики в области культуры в Российской Федерации Содержание: Необходимость государственного регулирования в области культуры. Инструменты государственного регулирования в области культуры: федеральные законодательные акты; законодательные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления, нормативные документы ведомств; государственные программы в области культуры. Совокупность законодательных актов регулирующих культурную жизнь современного российского общества. Статус культуры в ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Международные конвенции по авторским и смежным правам (Гаагская и Женевская конвенции). ЮНЕСКО как международный институт в сфере культурной деятельности и культурного наследия. Знать: 1. механизм рационального управления культурой в РФ; 2. цели, задачи, основные принципы культурной политики России; 3. основные направления деятельности по сохранению национальной самобытности культуры России; 4. статьи Конституции РФ, регулирующие вопросы культуры в стране; 5. последовательность международных документов ЮНЕСКО о культуре. Задание: Законспектировать основные статьи Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и разделы со 2 по 7 Указа Президента РФ от 24.12.2014 « Об утверждении Основ государственной культурной политики». Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons, далее см.: [Электронный ресурс]. 2. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 « Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. 3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 « О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. 4. Федеральный закон от 06.06.1997 №115-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. 5. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 №326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Интернет-ресурсы: Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: https://www.consultant.ru/document/cons |
Дисциплина |
ФИО педагога
|
Уровень образования Образовательная программа |
Курс |
Теория культуры |
Борисова Е.Б. |
Магистратура. Дирижирование академическим хором |
1 |
ТЕМА 10. Культура и цивилизация. Содержание: Появление понятия «цивилизация» и его теоретическая трактовка в историческом контексте. Основные черты цивилизованного состояния общества. Цивилизация и культура как антиподы (Н.А. Бердяев). Цивилизация как последняя стадия существования культуры (О. Шпенглер). Многообразие культур и цивилизаций как исторически сложившееся богатство мировой культуры. Основные традиции понимания соотношения культуры и цивилизации в культурологии (от Л. Моргана и Э. Тайлора до Л. Уайта и А. Тойнби). Вопросы для самостоятельной проверки знаний: 1. Когда появился термин “цивилизация”, его современное значение? 2. Как взаимодействуют цивилизация и культура? 3. Укажите причины негативной характеристики цивилизации Н.А. Бердяевым? 4. Опишите «жизненный цикл» цивилизации? 5. В чем особенности эволюционного подхода к проблеме цивилизации? Задание: Подготовить краткие эссе с ответами на поставленные вопросы (не более 1 страницы на каждый вопрос). ТЕМА 11. Динамика культуры. Содержание: Динамика культуры и модели культурных изменений: линейная, циклическая, волновая, стохастическая. Факторы изменения и развития культуры. Социальная динамика и ее уровни. Историческая динамика: мифологическое объяснение развития культуры, просветительская концепция, эволюционная теория культуры, психоаналитическая теория культурной динамики. Социокультурная динамика и ее уровни. Проблемы модернизации и полиморфизма в современном цивилизационном анализе динамики культуры. Вопросы для самостоятельной проверки знаний: 1. Какие факторы лежат в основе развития культуры? 2. Охарактеризуйте основные принципы теории социально-экономических формаций. 3. В чем З. Фрейд видел причину неудовлетворенности человека культурой? 4. Дайте классификацию форм динамических процессов в культуре, представленную П.А. Сорокиным. 5. Каковы основные проблемы современной культуры? 6. Что представляет собой процесс модернизации? Задание: Подготовить краткие эссе с ответами на поставленные вопросы. ТЕМА 12. Типология культуры (1 часть). Содержание: Культурогенез как особый тип культуры (теории происхождения культуры Ф. Энгельса, З. Фрейда, Й. Хейзинги, Э.Кассирера). Цивилизационные подходы к типологии культуры: «линейный» и «циклический». Историческое изучение культуры в пространстве (синхрония) и времени (диахрония). Этнографические типологии: Западная и Восточная культуры; культура Концепция идеальных типов М. Вебера. Основные понятия: культурогенез, палеолит, неолитическая революция, антропогенез, австралопитек, неандерталец, неоантроп, синкретизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, тотем, табу, речные цивилизации, восточная деспотия, азиатский способ производства; синхрония, диахрония, дикость, варварство, аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации, харизма, традиция, рациональность. Задание: составить словарь с расшифровкой вышеперечисленных понятий. ТЕМА 13. Типология культуры (2 часть). Содержание: Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Закономерности развития культуры в типологии О. Шпенглера. Теория локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби. Стадиальная теория П.А. Сорокина. Концепция информационной цивилизации М. Маклюэна, А. Турена, Д.Белла, А. Тоффлера. Вопросы для самостоятельной проверки знаний: 1. Какие критерии используются при типологии культуры? 2. Что такое «культурно-исторический тип»? 3. Охарактеризуйте идею полицикличности О. Шпенглера 4. Назовите критерии, по которым осуществляется выделение локальных цивилизаций. 5. Чем отличается «сенситивная» культура от «идеациональной»? 6. Опишите основные параметры информационной цивилизации. Задание: 1. Подготовить письменно ответы на поставленные вопросы. 2. Выбрать одного из представителей, осуществивших типологию культуры, и написать реферат в качестве предэкзаменационной формы самостоятельной работы. Темы рефератов: 1. Понимание культуры Л.Уайтом. 2. Типология культуры в философских работах Ф. Ницше. 3. Теория культуры З.Фрейда. 4. Антропологическая теория культуры Б.Тайлора. 5. Цивилизационный подход к изучению истории культуры О. Шпенглера 6. Пространство локальных цивилизаций А. Тойнби. 7. Н.Я. Данилевский и его теория культурно-исторических типов. 8. Концепция «Осевого времени» К. Ясперса. 9. Теория флуктуации социокультурных суперсистем П.А.Сорокина. 10. Символическая философия культуры Э. Кассирера. 11. Критика современной культуры в работах Э. Фромма. 12. Коммуникативная концепция Г. Маклюэна и его «Галактика Гуттенберга». 13. Л.Н. Гумилев о зарождении культур и цивилизаций. 14. Постмодернистские концепции культуры. Основная литература к темам: 1. Теория культуры: учебное пособие /Под ред. С.Н. Иконниковой и В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008 (глава 6 «Культурогенез. Историческая динамика и типология культур», гл. 13 «Культура и современность»). 2. Шендрик А.И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А.И.Шендрик. –М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2002 (главы 7 и 8) 3. Культурология: учебник для студентов технич. вузов / ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2007 (тема 3 «Типология культуры», т.4 «Социокультурная динамика», т. 10 «Культура и цивилизация»). 4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект-Пресс, 2000 (глава 8 «Типология культуры», гл.9 Динамика культуры», гл. 16 «Социокультурные аспекты модернизации», гл. 18 «Социокультурные характеристики постиндустриального общества»). 5. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие. 3-е изд. – М., 2000. (глава 2 «Культура в социологической традиции»; гл.7.3 «Модернистский проект»). Интернет-ресурсы: 1. Электронный ресурс: www.knigafund.ru/books/1492996 – Никитич Л.А. Культурология Теория, философия, история культуры: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 559с. 2. Электронный ресурс: www.knigafund.ru/books/149295 – Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., перер. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 365с. 3. Флиер, А.Я. Избранные работы по теории культуры. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: “Согласие”, 2014. — 560 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/75584. 4. Культурология: теории, школы, история, практика: http://ihtik.lib.ru Рекомендации по выполнению реферата по теории культуры Реферат [от лат. referre — сообщать] — краткое письменное изложение основного содержания научной работы, книги и т. п., по какой-либо избранной научной теме. Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса теории культуры. Цель его – показать, как осмыслена магистром выбранная проблема. Также учитывается освоение им навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний по прочитанному курсу. Для реализации этих задач необходимо: – изучение информации, имеющейся в учебной литературе и в ресурсах Интернета; – обобщение собранного материала; – составление плана реферата; – написание реферата и его оформление. Наиболее существенная черта реферата — информативность. Требования к реферату: объективность, полнота изложения оригинального источника, корректность цитирования материала. Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако возможно высказывать и собственную точку зрения по освещаемому вопросу, при этом нужно аргументировать свою позицию. К структуре реферата также предъявляются определенные требования. Реферат включает 4 части: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Во введение должна быть четко сформулирована проблема, обоснована актуальность выбора темы, сделан краткий обзор литературы по проблеме, определена цель работы. В основной части излагаются полученные знания в ходе работы с литературой по избранной теме. Содержание основной части разбито на ряд разделов-параграфов, в которых рассматриваются отдельные вопросы, характеризующие проблему. В заключении даются выводы автора по результатам проведенной работы. Список литературы должен содержать информацию обо всех научных, справочных и учебных пособиях, журнальных материалах, использованных при написании реферата. Расположение научных источников обязательно в алфавитном порядке. Реферат оформляется титульным листом, в котором указываются: название организации и кафедры, жанр работы (реферат), название темы работы, авторские данные (ФИО, курс, специальность), кто проверил работу (ФИО, звание), место и год выполнения работы. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория» Кафедра общегуманитарных дисциплин
КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО (РЕФЕРАТ)
Выполнил магистр 1 курса направления подготовки: «Вокальное искусство» Алексеев А.П.
Проверила доцент Борисова Е.Б.
АСТРАХАНЬ 2020 |
Дисциплина |
ФИО педагога Эл. адрес |
Уровень образования Образовательная программа |
Курс |
История и теория хорового исполнительства |
Л.П. Власенко |
Магистратура. Дирижирование. Дирижирование академическим хором |
1 |
Тема для изучения – Из опыта работы с хором выдающихся мастеров хорового искусства: М.Г. Климов (Ленинградская хоровая капелла); Н.М. Данилин (Московский Синодальный хор); А.В. Свешников (Гос. Русский хор); А.А. Юрлов (Республиканская хоровая капелла); В.Г. Чернушенко (Санкт-Петербургская хоровая капелла); В.Н. Минин (Московский камерный хор). Обязательная литература для подготовки конспектов к семинарским занятиям по данной теме: Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. – М., 1963; Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХI века. – М., 2003. Для наглядного представления об управлении хором А.В. Свешникова, А.А. Юрлова, В.Г. Чернушенко, В.Н. Минина использовать имеющиеся в интернете видеозаписи фрагментов концертных выступлений указанных мастеров хорового исполнительства.
|
Дисциплина |
ФИО педагога
|
Уровень образования Образовательная программа |
Курс |
Источниковедение |
Казанцева Л.П. |
Магистратура. Дирижирование академическим хором |
1 |
Задание 1. Ознакомиться с книгой «Музыка как вид искусства» В.Н. Холоповой и письменно выполнить краткую характеристику источника по имеющемуся плану. Задание 2. Ознакомиться с книгой Т.Ю. Черновой «Драматургия в инструментальной музыке» и письменно выполнить краткую характеристику источника по имеющемуся плану. |