Студенческая жизнь

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

 

         Вот и промчался XI  Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», оставив за собой       долгий шлейф ярких впечатлений, интересных открытий, серьезных размышлений и новых творческих идей. За довольно короткое время (28.10 – 2.11.) на различных концертных площадках Астрахани прошло около десятка концертов новой музыки. Наш город посетили известные исполнители и композиторы из Германии, Австрии,  разных городов России и ближнего Зарубежья, которые привезли с собой мировые и российские музыкальные премьеры. Солисты и творческие коллективы  консерватории и филармонии также  ярко проявили себя на этом фестивале, составляя его основную исполнительскую «силу».

Говорить о прошедшем фестивале можно еще долго, настолько он был необычным и оригинальным. Но только в этом нет нужды, поскольку отзывов о нем больше, чем достаточно. Хотелось бы посмотреть на это важное событие с другого ракурса, а именно – глазами студентов консерватории. Как известно, молодежь всегда имеет свою точку зрения на все события, происходящие вокруг нее. И пусть она иногда робкая, иногда поспешная, но она есть и уже потому имеет право на существование. Фестиваль современной музыки явился крупным событием в жизни музыкантов младшего поколения, многие участвовали в его проведении или же просто присутствовали как слушатели. Поэтому студенты консерватории с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, что им было близко, а что осталось непонятым, выражают пожелания о фестивалях, проводимых в дальнейшем. Все это нашло отражение в небольшом интервью, на вопросы которого ответили студенты разных специальностей и курсов.

 

 

Список вопросов:

  1. На каких концертах фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» Вам удалось побывать и в качестве кого – слушателя или исполнителя?
  2. Какие исполненные произведения Вам запомнились (если возможно, имя автора и название)? Какое впечатление они на Вас произвели?
  3. Как Вы считаете, зачем нужны концерты современной музыки, и как часто они должны проводиться?

Блягоз Юнус, 2 курс кафедры народных инструментов

  1. Мне удалось побывать на всех концертах фестиваля (даже на тех, которые были два раза в день!!! – прим. ред.) в качестве слушателя, рабочего, помощника и т.д. Как исполнитель участвовал в концерте, посвященном закрытию фестиваля в составе народного оркестра.
  2. Наиболее запомнившиеся произведения – Броннер «Остров счастья», Низамов «Восточная рапсодия» и многие другие. На фестивале было много произведений, близких мне по духу. Я тоже занимаюсь композицией, поэтому мне, в принципе, все было понятно. Не было таких моментов, чтобы я сидел, слушал – и не понимал.
  3. Концерты такие, конечно, нужны. Но, возможно, не в таких количествах. Например, один концерт раз в три месяца. А вот фестивали современной музыки желательно проводить чаще, например, раз в год, потому что они очень полезны. Музыкантам они позволяют учиться думать, развивать мышление. Кроме того, это нужно для обывателей, не знакомых с современной музыкой. Чем больше проводится фестивалей, тем лучше люди будут разбираться в новой музыке, которая современна им, а не «сидеть» только на классике.

Прохорова Екатерина, 2 курс кафедры специального фортепиано

  1. Я побывала только на одном концерте – «Блуждания в пространстве треугольника» в Большом зале консерватории.
  2. К сожалению, фамилии многих композиторов я не запомнила, но исполняемые произведения мне понравились и исполнены были на высшем уровне. Перед исполнением первого произведения первого отделения «Партиты отчуждений» были сказаны слова, настраивающие на музыку. Можно сказать, я поняла то, что хотел передать композитор.  Второе произведение запомнилось интересным сочетанием тембров скрипки и баяна. Интересно было ещё и то, что исполнители интонировали собственным музыкальным инструментом – голосом! Третьим произведением был перформанс для скрипки, альта, виолончели и маримбы. Называлось произведение так же, как и сам концерт – «Блуждания в пространстве треугольника». Во втором отделении тоже был номер с интересным тембровым сочетанием: фортепиано и балалайка. Интересно было услышать произведение Юрия Гонцова «Триада Теней» для двух фортепиано. Сложно передать словами те ощущения, которые были переданы композиторами и исполнителями.  Невозможно сказать, что был такой-то конкретный образ, на музыкальном уровне нет никаких образов, никаких слов, картин. Недаром кто-то сказал: «там, где заканчивается слово, начинается музыка».
  3. Я думаю, они нужны, нужны на высоком уровне, как это было на прошедшем фестивале. Думаю, что для многих посещать каждый день фестиваля было тяжело, потому что есть человеческий фактор, к тому же, многим в такую музыку надо вслушиваться, а это требует определенных усилий и времени. Если бы такие концерты проходили «дозировано», например, по субботам и воскресеньям, было бы легче воспринимать современную музыку и привыкать к ней. Кто-то сказал, что количество постепенно переходит в качество, поэтому с современной музыкой нужно знакомиться как можно чаще. Фестивали для того и нужны – кто делает «пробу пера», кто показывает  свои уже зрелые сочинения. Нужно, чтобы зал и сцена общались друг с другом. Это должен быть всеобщий подъем души, духа.

Салишкин Денис, 4 курс кафедры народных инструментов

  1. Я побывал в качестве исполнителя на закрытии фестиваля – концерте оркестра русских народных инструментов. Мы исполняли произведения Павлючука, Гонцова, Баранова, Тимербулатова, Низамова и других композиторов.
  2. Особенно запомнилось произведение Низамова «Восточная рапсодия». Интересно, что сам Низамов – композитор молодой, 1986 года рождения –  т.е. почти мой ровесник, и очень талантливый. Удивительное впечатление произвело на меня «Третье Астраханское каприччио» Гонцова  для виолончели с народным оркестром. В результате получилось очень необычное звучание.
  3. Такие концерты нужны, но, может быть, не в таких количествах. Выдержать шесть дней современной музыки, причем иногда по два концерт в день – тяжеловато. Но для расширения кругозора это очень полезно, потому что в музыке тоже надо идти в ногу со временем.

Поминова Екатерина, 4 курс кафедры специального фортепиано

  1. Как исполнитель я участвовала в дневном концерте «Композиторы – детям» вместе с Анжелой Соколовой. Мы исполняли произведение Кармеллы Цепколенко «Механические пьесы» для двух фортепиано. 
  2. Вообще, интересные произведения, интересная музыка. Более  запомнилось исполняемое произведение, особенно  его 2 часть. Она производила впечатление чего-то космического или даже мистического. Иногда современную музыку сложно воспринимать. Когда только начинаешь разучивать такое произведение, оно кажется немного чужим, непривычным. А когда ты в это вникаешь, выгрываешься, то  оно начинает нравиться. И потом слушать такую музыку становиться гораздо интереснее.
  3. Я считаю, что такие концерты нужны, потому что мы должны знать современную музыку. И судя по концертам, людям интересно на них ходить.

Чучаева Людмила, 3 курс кафедры хорового дирижирования

  1. Мне удалось побывать на всех вечерних концертах этого фестиваля. Участие принимали все  творческие коллективы консерватории, в том числе и студенческий хор.
  2. Самое яркое впечатление произвели известные авангардные произведения Ксенакиса, Глобокара, Райха в исполнении ансамбля ударных инструментов из Германии, прозвучавшие на открытии фестиваля. Среди других произведений особенно запомнился перформанс «Музыка тела» в исполнении Лючии Карро Вейга. Неординарность этого сочинения в том, что инструментом явилось одно лишь человеческое тело. Это было настоящее театральное действо, представляющее собой бессловесный экспрессивный монолог.
  3. Конечно, нужны. Во-первых, современная музыка имеет право быть, так как способствует развитию абстрактного мышления, необходимого сейчас как никогда. Во-вторых, сегодня человеческие нравы настолько изменчивы, что иногда только необычная музыка способна помочь увидеть ориентир.  На мой взгляд, эта музыка дает возможность понять глубинные эмоции, связанные с подсознанием, которые скрываются в повседневной жизни. Она раскрепощает и освобождает от ярлыков и штампов. Фестиваль современной музыки – это всегда интересное «общение» исполнителя и слушателя, а точнее, зрителя.

Приклонский Максим, 1 курс кафедры народных инструментов

  1. Я был на закрытии фестиваля –  концерте оркестра русских народных инструментов. Мне очень понравилось, я открыл для себя много нового, хотя я не очень люблю такую музыку. Классическая музыка мне больше по душе.
  2. Особенно мне запомнилось первое произведение – Броннер «Остров счастья».
  3. Мне кажется, что такие концерты немного сложны для восприятия. Трудно воспринимать так много современной музыки сразу.

Марышева Юлия, 2 курс кафедры оперетты и мюзикла

  1. Мне удалось побывать только на концерте квартета «Ансамбль плюс» из Австрии.
  2. Особенно запомнилось произведение испанского композитора Владимира Росинского «Музыка для трех альтов». К сожалению, оно произвело на меня отрицательное впечатление, я ожидала чего-то лучшего. Мне кажется, произведение звучало слишком «развязно». Я предполагала, что услышу что-то более гармоничное, то, что мне созвучно. Хотелось услышать какую-нибудь основную тему, мелодию – но в музыке был сплошной хаос. Было непонятно – где, что, к чему? После концерта я задавала себе вопрос – что композитор хотел этим показать? То, что он хотел изобразить, мне не было понятно. И если меня еще раз позовут на концерт современной музыки, я вряд ли пойду. Меня привлечь на такой концерт можно, только если я сама услышу что-нибудь приятное.
  3. Я еще не совсем понимаю современную музыку, возможно, я к ней не привыкла. Но если такие концерты и фестивали проводятся, значит это нужно. Ведь современной музыкой интересуются многие люди, она кому-то нравится. Но мне кажется, такие концерты должны проводиться периодически, по одному – два концерта раз в месяц или реже. Прошедший фестиваль – 6 дней современной музыки – это сложно для восприятия. Они не настолько часто проводятся, чтобы мы привыкли к новой музыке в таких больших масштабах. Безусловно, такие концерты нужны для расширения кругозора, для развития абстрактного мышления. Они также интересны для  людей, не связанных с музыкой, потому что на таких фестивалях и концертах любители смогут познакомиться с современной музыкой и составить о ней хоть какое-то представление.

Хоснутдинова Татьяна, 3 курс кафедры специального фортепиано

  1. Я была только на закрытии фестиваля – на концерте оркестра русских народных инструментов,  где я сама участвовала.
  2. Все исполненные произведения мне запомнились, особенно «Восточная рапсодия» Низамова. Я вообще в восторге от этого концерта! Этот фестиваль стал для меня открытием, потому что все, что исполнялось, было похоже на музыку! Я прекрасно отношусь к современной музыке, хотя не всегда ее понимаю. Мне нравятся поиски композиторов, воплощение в музыке их мировоззрения. Особенно нравится то, что свои мысли и переживания можно высказывать так свободно, как этого нельзя было делать раньше.
  3. Вообще такие концерты нужны и должны исполняться чаще. И они очень много дают. Для исполнителя – это возможность познакомиться с новыми произведениями и новыми исполнительскими приемами, узнать больше о мире, в котором мы живем. Для начинающих композиторов – способ познакомиться  с произведениями композиторов старшего поколения. Но мне кажется, что нужно преподносить современную музыку в более концентрированной форме – не разделять концерты на хоровые, оркестровые, фортепианные, а исполнять все в одном концерте, пусть небольшом. И проводить такие концерты чаще – раз в два месяца, может быть. Но в этом случае сложность состоит в том, что на фестивалях бывают сами композиторы, а на небольшие разрозненные концерты они могут и не приехать.

Вместо заключения

Вот такие интересные, совершенно непохожие друг на друга отзывы дали наши студенты о прошедшем фестивале. Ничего страшного, что современная музыка еще не понятна многим из них в полной мере, ведь все еще впереди, и слуховой опыт будет постепенно накапливаться.  Радует желание молодых  музыкантов и дальше прислушиваться к звукам новой музыки  и постараться ее понять. Возможно, нужно начинать знакомиться с современной музыкой в специальном классе, так как опрос показал, что у основной массы обучающихся в консерватории  в программе нет таких произведений (кроме народников, у которых их достаточно). Больше возможностей самим исполнять современную музыку имеется у студентов хоровой и оркестровой кафедр, поскольку данные коллективы являются постоянными участниками фестивалей современной музыки. В заключение хочется пожелать, чтобы для более близкого знакомства у студентов консерватории было больше возможностей, и тогда музыка нашего времени станет нам более близкой и понятной.

Страницы: 1 2


  Версия для слабовидящих